Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.Н. Суржикова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме при рассмотрении обращения представителей:
- заказчика: Дерябиной Н.С. (доверенность Nб/н от 06.05.2024), Павлова В.М. (доверенность Nб/н от 02.05.2024), Лонщакова О.А. (доверенность Nб/н от 15.05.2024);
- ответчика: Другалевой К.С. (доверенность N1 от 20.05.2024); в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра 2 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" (далее - Ответчик, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по ремонту здания аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (извещение N0163200000324000963),
УСТАНОВИЛА:
15.05.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме с извещением N0163200000324000963.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 29.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0163200000324000963 о проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по ремонту здания аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница"". Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 457 350,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.03.2024 NПРОII1 заявки подали 3 (три) участника закупки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2024 NИЭОК1 победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 116109730 (ООО "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС"), который получил право заключить контракт. 01.04.2024 между Заказчиком и ООО "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" был заключен контракт N164-2024 на выполнение работ по ремонту здания аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (далее - контракт) на сумму 2 450 000,00 руб.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об 3 одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту здания аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (далее - работы) в объемах согласно локальному сметному расчету (приложение N 1 к контракту), описанию объекта закупки (приложение N 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта при исполнении контракта этапы не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта (размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта) 2 450 000,00 рублей, включая сумму, уплачиваемую взамен НДС (при УСН) 409 560,00 рублей. В цену контракта включены все затраты подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ по контракту, в том числе (но не ограничиваясь):
- затраты на производство строительно-монтажных работ с учетом стоимости материалов;
- оплату налогов, сборов и иных платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и контрактом:
- иные затраты, напрямую или косвенно связанные с выполнением работ и с исполнением настоящего контракта. 4 В соответствии с пунктом 3.4.3 контракта подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязанностей субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта место выполнения работ: здание аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" 214018, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 27.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с даты заключения контракта;
- окончание выполнения работ: 90 календарных дней. Работы могут быть выполнены досрочно.
В соответствии с пунктом 10.6 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-26 статьи 95 Закона. Как было указано выше, 01.04.2024 между Заказчиком и ООО "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" был заключен контракт N164-2024; срок выполнения работ: 90 календарных дней с даты заключения контракта (т.е. не позднее 29.06.2024). 26.04.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх. N1885), в котором указывал на то, что работы на объекте Обществом не начаты, требовал приступить к выполнению работ. В связи с тем, что Ответчик не приступил к выполнению работ по контракту 02.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 02.05.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. 03.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщал о назначении ответственное лицо за соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенического режима на месте выполнения работ от Общества (к письму приложена копия приказа N01-04/2024 от 01.04.2024). 03.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором просил согласовать режим выполнения работ Обществом на объекте. 07.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщал о том, что 06.05.2024 было проведено обследование объекта и замеры для определения фактического объема работ, в ходе которого отклонений от локального сметного расчета не выявлено. Просил согласовать ведение работ по контракту. 08.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывал на то, что срок выполнения работ по контракту составляет 90 календарных дней с даты заключения контракта, в настоящий момент Обществом закуплены необходимые материалы для производства работ, произведен выезд специалистов для обследования и обмера объекта. Выражал готовность в установленный контрактом срок выполнить все работы по контракту, в связи с чем просил отменить принятое Заказчиком решение об одностороннем расторжении контракта. 13.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывал на то, что им не получено от Заказчика согласование на объемы работ по контракту. Выражал готовность произвести работы по контракту в полном объеме и в указанный контрактом срок. Просил 5 согласовать объемы работ и отменить решение об одностороннем расторжении контракта. 14.05.2024 Заказчиком был составлен акт о нарушении сроков начала выполнения работ на объекте, согласно которому работы на объекте не начаты (не составлен акт осмотра объекта, не произведены необходимые замеры, не уточнены объемы работ, не согласованы образцы материалов, изделий, не снята защитная сетка со здания, которая препятствует выпадению кирпичной кладки фасада). Поскольку Заказчиком не было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 14.05.2024.
Как пояснил представитель Общества, после подписания контракта им велась подготовка к выполнению работ на объекте:
- 01.04.2024 назначено ответственное лицо за соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенического режима на месте выполнения работ от Общества;
- заключен договор субподряда N05-04/2024 от 05.04.2024;
- субподрядчиком закуплена часть материалов, необходимых для выполнения работ в рамках контракта (платежные поручения: N47 от 11.04.2023, N56 от 08.05.2024, N58 от 08.05.2024);
- Общество просило согласовать объемы выполнения работ, однако, от Заказчика положительного ответа получено не было, также выражало готовность выполнить все работы на объекте в установленный контрактом срок. Однако, Заказчиком не было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, 6 предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения 7 контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия Управления, проанализировав изложенное выше отмечает, что достаточных оснований полагать, что Ответчик при исполнении своих обязательств по контракту 8 действовал недобросовестно не имеется (Обществом велась подготовка к исполнению контракта, график выполнения работ и этапы выполнения работ контрактом не предусмотрены, доказательств того, что в течении оставшегося времени до окончания выполнения работ (два месяца) работы по контракту не могут быть выполнены Заказчиком не представлены), в связи с чем, оснований для включения информации об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" в Реестр не имеется. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 01.04.2024 N 164-2024, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по ремонту здания аптеки ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (извещение N0163200000324000963), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии В.В. Шлыкова Члены Комиссии О.В. Ильюшенкова О.Н. Суржикова
2024-2246
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 21 мая 2024 г. N 067/10/104-298/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024