Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.Н. Суржикова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при дистанционном участии в рассмотрении обращения представителей:
- заказчика: Федоренкова А.В. (распоряжение N105 от 16.10.2023);
- ответчика: Дунямалиева Ю.А. оглы (доверенность N1 от 23.05.2024); в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "АРХИТЕКТОНИКА" (далее - Ответчик, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Проектирование капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения ("Улица Н-1" и "Улица Н-6")" (извещение N0163300041623000022),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об ООО "АРХИТЕКТОНИКА" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона с извещением N0163300041623000022.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 22.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N00163300041623000022 о проведении электронного аукциона: "Проектирование капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения ("Улица Н-1" и "Улица Н-6")" (извещение N0163300041623000022).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 31.03.2023 NЦПА1 на участие в электронном аукционе заявки подали 8 (восемь) участников закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером заявки 46 - 2 450 000,00 руб. (процент снижения 51%);
- участником с идентификационным номером заявки 181 - 2 475 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 73 - 2 950 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 55 - 3 500 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 76 - 3 775 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 192 - 4 525 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 83 - 4 600 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 238 - 4 975 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 NИЭА1 заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и участник закупки с идентификационным номером 46 (ООО "АРХИТЕКТОНИКА") получил право заключить контракт. 18.04.2023 между Заказчиком и ООО "АРХИТЕКТОНИКА" был заключен контракт N01/04 на проектирование капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения ("Улица Н-1" и "Улица Н-6") (далее - контракт) на сумму 2 450 000,00 руб.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона при исполнении контракта (за исключением 3 случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить проектирование капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения ("Улица Н-1" и "Улица Н-6") в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта результатом выполненных работ является предоставление Заказчику: 4 - Инженерно-геодезические изыскания и инженерно-геологические изыскания;
- Проектно-сметная документация, согласованная в установленном порядке, в переплетенном виде на бумажном носителе - 4 экземпляров (один экземпляр должен содержать полностью все подлинники собранных материалов, согласований, технических условий и т.д.);
- на USB флеш-накопителе - 1 экземпляр. Флеш-накопитель должен содержать этикетку с полным названием объекта, электронные документы в форматах использованных программ, а также в следующих форматах: текстовые документы - ".doc" или ".docx"; таблицы, диаграммы - ".xls" или ".xlsx"; чертежи, схемы - ".dwg" или ".cdr".
Дополнительно флеш- накопитель должен содержать полностью идентичный печатному экземпляр (текстовая и графическая части) проектной документации в формате ".pdf", а также скан-копии положительных заключений государственной экспертизы, сводного сметного расчета стоимости объекта, сводной ведомости объемов работ в формате ".pdf".
Наименования папок и файлов должны совпадать с наименованием документов и чертежей (ведомостей). Положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и проверки достоверности сметной документации в 4 экземплярах.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта работы по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту), с нормами и правилами, действующими на данном рынке работ и на объекте, указанном в пункте 2.3 контракта, являющимися неотъемлемыми частями контракта. Подрядчик обязан соблюдать правила техники безопасности и иные требования по охране труда при производстве работ в соответствии со СНиПами, другими нормами и правилами. Ответственность за любые нарушения правил и требований, а также за последствия этих нарушений несет подрядчик.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с момента заключения контракта;
- окончание выполнения работ: по 29.09.2023.
Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта место выполнения работ: Смоленская область, г. Десногорск, автомобильные дороги "Улица Н-1" и "Улица Н-6".
В соответствии с пунктом 4.1 контракта цена контракта составляет 2 450 000,00 рублей, НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Как было указано выше, 18.04.2024 между Заказчиком и ООО "АРХИТЕКТОНИКА" был заключен контракт N01/04; срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 29.09.2023. 07.06.2023 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. Nб/н), в котором уведомлял о завершении выполнения инженерно-геодезических изысканий, а также о готовом согласовании такого плана с организациями (приложен к письму топографический план М500).
Сообщал о проведении в настоящее время разработки проектных решений, расчета дорожной одежды. 26.07.2023 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. Nб/н), в котором направлял разработанные варианты конструкций дорожной одежды. 02.08.2023 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх-07928), в котором указывал о согласовании инженерно-геодезического отчета и вариантов конструкций дорожной одежды. 5 05.12.2023 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. Nб/н), в котором просил предоставить информацию по объекту для заключения договора с ОГАУ "Управление государственной экспертизы по Смоленской области" и дальнейшего получения положительного заключения эксперты. 27.12.2023 Обществом составлена накладная N1 сдачи-приемки разработанной проектной документации на объект по контракту; Заказчиком такая документация получена, о чем свидетельствует подпись Заказчика о получении. 09.01.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх. б/н), в котором просил включить в сводный сметный расчет следующие затраты:
- временные здания и сооружения;
- авторский надзор на период реализации проектной документации;
- проведение строительного контроля;
- непредвиденные затраты. 22.01.2024 Ответчиком была направлена проектная документация для получения положительного заключения экспертизы в ОГАУ "Управление государственной экспертизы по Смоленской области". 14.03.2024 получено положительное заключение государственной экспертизы ОГАУ "Управление государственной экспертизы по Смоленской области" по объекту. 19.03.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх-02654), в котором указал, что заместитель главы муниципального образования - А.В. Федоренков принял документацию проектирования по объекту для ознакомления и выдачи замечаний по проекту. 01.04.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх-03266), в котором сообщал о выявленных разночтениях и наличии замечаний в проектной документации, а именно: срезка существующего а/б покрытия - 5 см; брусчатка бетонная серая 200х100х100; розлив вяжущих материалов предусмотрен битум и тд. Ответа и возражений на такие замечания от Общества в адрес Заказчика не поступало. В этой связи, Заказчиком 03.05.2024 было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 03.05.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. ООО "АРХИТЕКТОНИКА" в установленный частью 13 статьи 95 Закона 10- дневный срок не предприняло действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.05.2024.
Согласно пояснениям Ответчика, работы на объекте велись, нарушение сроков выполнения работ по контракту связано с технической сложностью выполнения проекта, подготовкой запросов и сбором необходимых документов по объекту. Заказчик был письменно извещен об окончании выполнения работ, разработанный проект документации был передан Заказчику для ознакомления и согласования, вся документация Заказчиком была согласована, имеющиеся замечания были устранены; проектная документация была направлена в ОГАУ "Управление государственной экспертизы по Смоленской области" для получения положительного заключения экспертизы. 14.03.2024 было получено положительное заключение экспертизы и проектная документация была направлена Заказчику. Однако, Заказчик не принял проектную документацию, указав на замечания, на которые ранее (до направления Обществом проектной документации для прохождения государственной экспертизы) не ссылался. 6 Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий: 7 а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, 8 направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия, Управления проанализировав обстоятельства, отмечает следующее. Установлено, что ООО "АРХИТЕКТОНИКА" осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение обязательств по контракту: работы на объекте проводились, разработанная проектная документация была направлена Заказчику для ознакомления и указания на наличие/отсутствия замечаний. Недочеты по проектной документации Обществом были устранены и получено согласование Заказчика. В дальнейшем Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы ОГАУ "Управление государственной экспертизы по Смоленской области" по объекту. Однако, Заказчик отказался от принятия проектной документации, указывая на замечания, которые ранее им не указывались при ознакомлении с проектной документацией. Комиссия Управления, проанализировав изложенное выше отмечает, что достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении своих обязательств по контракту действовало недобросовестно не имеется, в связи с чем, оснований для включения информации об ООО "АРХИТЕКТОНИКА" в Реестр не имеется. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Комитетом по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской 9 области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АРХИТЕКТОНИКА" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 18.04.2023 N01/04, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Проектирование капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения ("Улица Н-1" и "Улица Н-6")" (извещение N0163300041623000022), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии В.В. Шлыкова Члены Комиссии О.В. Ильюшенкова О.Н. Суржикова
2024-2307
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 24 мая 2024 г. N 067/10/104-302/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024