Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчиков при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся (извещения NN 0118300013323001077, 01183000133230001076, 0118300013323001075, 0118300013323001071, 0118300013323001070, 0118300013323001069, 0118300013323001065, 0118300013323001072, 0118300013323001073, 0118300013323001067, 0118300013323001066, 0118300013323001064, 0118300013323001063, 0118300013323001062, 0118300013323001082, 0118300013323001061, 0118300013323001060, 0118300013323000575, 0118300013323000554) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из прокуратуры Краснодарского края (исх. N7/1-28-2024/6027-24-20030001 от 14.05.2024) поступило обращение ИП Щерба Ю.В., согласно которому в закупках определено максимальное количество питающихся. Однако невозможно исполнить контракт и выбрать все средства из заключенного контракта.
Рассмотрев представленные материалы в рамках полномочий, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе Краснодарское УФАС России не осуществляет контроль в отношении обоснования НМЦК, исполнения контрактов. В связи с чем, проверка фактического количества питающихся учеников по заключенным контрактам не относится к полномочиям управления. Кроме того, в согласно ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе контроль осуществляется в отношении заказчиков, уполномоченных органов, комиссий. ООО "ТД Кубань" не является субъектом контроля в рамках Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск проведены открытые конкурсы в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся (извещения NN 0118300013323001077, 01183000133230001076, 0118300013323001075, 0118300013323001071, 0118300013323001070, 0118300013323001069, 0118300013323001065, 0118300013323001072, 0118300013323001073, 0118300013323001067, 0118300013323001066, 0118300013323001064, 0118300013323001063, 0118300013323001062, 0118300013323001082, 0118300013323001061, 0118300013323001060, 0118300013323000575, 0118300013323000554).
Заказчиками выступали образовательные организации.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе к участникам закупок установлены дополнительные требованиям в соответствии с поз.33 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе всех извещений закупок размещено Описание объекта закупки, которое содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки, с указанием объема услуг (дето-день).
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В разделе вышеуказанных извещений закупок содержится "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе":
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N п/п |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
100 |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа | |||
11 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)
|
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44 ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий услуги общественного питания. 2. акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок |
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Таким образом, положения подпункта "в" пункта 28 Постановление N 2604 отражает принцип сопоставимости, который первостепенно обусловлен целью предметно оценить заявку участника на наличие у него опыта работы, сопоставимой с работами по контракту, планируемому к заключению, обеспечив таким образом возможность участвовать в закупке и победить на конкурсной основе только тем участникам, кто действительно имел подтвержденный опыт по однородным (релевантным) видам работ.
Предметом закупки является оказание услуг по организации горячего питания обучающихся. В порядке оценки заказчиками указано, что к оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предметом исполнения котрых является оказание услуг по организации общественного питания, что не противоречит Закону о контрактной системе и Положению.
На участие в закупках подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения, в том числе дополнительным требованиям. Между заказчиками и ООО "ТД Кубань" по результатам закупок заключены контракты. В процессе исполнения контрактов заключались дополнительные соглашения в пределах 10%, что не противоречит ст.95 Закона о контрактной системе.
Жалобы на положения извещений закупок в порядке и сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе в управление, в т.ч. от ИП Щерба Ю.В. не поступали. Доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности подать заявку на объявленных условиях, ИП Щерба Ю.В. не предоставлены в материалы дела.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчиков закупок, уполномоченного органа - администрации МО г. Новороссийск нарушение Закона о контрактной системе не подтверждено.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 мая 2024 г. N 023/06/42-2548/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024