рассмотрев жалобу ООО "Зеленый город" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Центр озеленения и экологии" при проведении управлением закупок администрации МО г. Краснодар открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по компенсационному озеленению на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119424000699) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требования к "Описанию объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
02.05.2024 г. уполномоченным органом - управления закупок администрации МО г. Краснодар размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по компенсационному озеленению на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119424000699). Заказчик - МКУ МО г. Краснодар "Центр озеленения и экологии".
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 000 000,00 рублей.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым закупка на выполнение работ по компенсационному озеленению на территории муниципального образования город Краснодар размещена согласно ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить.
На основания отсутствия полной потребности Заказчика в работах на момент размещения закупки установить объем оказываемых услуг, а тем более срок предоставления заявки невозможно. Заявка направляется исполнителю по контракту по мере необходимости в соответствии с пунктом 1.5 технического задания, с указанием наименования работ и количественного состава, требований к качеству выполняемых работ, сроку выполнения, а также место производства работ на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1)-п.3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Заявитель в жалобе указывает, что параметры деревьев, указанные Заказчиком, в части обхвата ствола завышены. Кроме того, посадочный материал должен поставляться исключительно из специализированных питомников и хозяйств, занимающихся их выращиванием.
Представители Заказчика с указанным доводом не согласились, из пояснений следует, что согласно "Техническому заданию", под компенсационным озеленением понимается создание зелёных насаждений, взамен уничтоженных согласно Закона Краснодарского края "Об охране зелёных насаждений в Краснодарском крае" от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ (далее - Закон N 2695). Параметры деревьев, указанные в Приложении N 1.2 к Техническому задания, в части обхвата ствола установлены в соответствии с последним абзацем части 6 статьи 5 Закона N 2695-КЗ, согласно которому длина окружности ствола измеряется на высоте 1,3 - 1,5 м.
Согласно сайту https://www.ruspitomniki.ru/ Ассоциации Производителей Посадочного Материала (АППМ) (на которую ссылается Заявитель) в состав Ассоциации входят 277 участников, из них 192 питомника, поэтому 4 ответа на запрос не могут служить доказательством отсутствия растений, с указанными Заказчиком параметрами, на рынке. Заказчиком проведен мониторинг цен и получены ценовые предложения с указанными в закупке параметрами.
Заявитель в жалобе указывает, что параметры деревьев, указанные в "Техническом задании", значительно отличаются от стандартных норм, действующих на территории Российской Федерации, а именно: от национального стандарта РФ ГОСТ Р 59370-2021 "Зеленые" стандарты. Посадочный материал декоративных растений" (далее - ГОСТ Р 59370-2021) и от стандарта на посадочный материал декоративных и плодовых растений рекомендуемые на территории Российской Федерации, разработанный Ассоциацией Производителей Посадочного Материала (АППМ) в 2013 году, которыми напрямую руководствуются все специализированные питомники и хозяйства, расположенные в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
П. 10.2.9 ГОСТ Р 59370-2021 регламентирует параметры растений, выкопанные с комом земли для пересадки в контейнер, а не для продажи. Согласно п. 10.3.6. ГОСТ Р 59370-2021 для деревьев, выращенных в контейнере, рекомендуются указанные в таблице N 4 п. 10.2.9 ГОСТ Р 59370-2021 соотношения размеров растений и объема контейнеров. Также в ГОСТ Р 59370-2021 содержится раздел 4, из которого следует, что растения, не отвечающие требованиям ГОСТ Р 59370-2021, не следует использовать без специального соглашения между сторонами. Специальным соглашением между сторонами может являться заключенный контакт.
Из вышеуказанного следует, что для деревьев, выращенных в контейнере. ГОСТ Р 59370-2021 не содержит положений с требованием использования данного ГОСТа, а носит лишь рекомендательный характер.
В пункте 6 Закона N 2695-КЗ указаны параметры посадочного материала, в части требований к его минимальным показателям.
В соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, что также подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ от 30.09.2016 N Д28и-2640, в котором указано, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Федерльного закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и что в документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу.
Заказчиком установлены требования к посадочному материалу, исходя из заданных целей для обеспечения муниципальных нужд и потребности, так как согласно Закону N 2695-КЗ компенсационное озеленение производится на том же земельном участке, на котором были уничтожены зеленые насаждения. Размеры должны соответствовать виду и сорту, габитусу (облик растения, определяемый совокупностью внешних морфологических признаков, характерными особенностями роста и развития растений), развитию растения, а также почвенным условиям, в которых растение произрастало, биологическим свойствам и возрасту.
В Законе N 2695-КЗ установлены минимальные параметры растений, которые не были нарушены Заказчиком при подготовке "Описания объекта закупки".
Заявитель указывает, что отсутствие заявки с указанием точного количества деревьев, при большом количестве таковых, в процессе может возникнуть ситуация, при которой деревья в требуемом количестве Заказчику могут просто отсутствовать на территории Краснодарского края и на территории Российской Федерации.
Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе могут быть утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги. Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации). Согласно пункта 2.1. раздела II Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
В соответствии с методикой проведения исследования рынка Заказчик направил запросы о предоставлении ценовой информации на посадочный материал не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"). В ответ на запрос было получено 3 ценовых предложения от поставщиков с параметрами посадочного материала, указанных в запросе (запрос и ответы на запрос прилагаются). Результат анализа рынка размещен в свободном доступе в виде электронного документа "Обоснование НМЦК" приложение к извещению о закупке N0318300119424000699(703) о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по компенсационному озеленению на территории муниципального образования город Краснодар и дает возможность всем заинтересованным лицам с ним ознакомиться.
Согласно ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Заказчиком закупка с указанными параметрами и требованиями проводится ежегодно, закупка признается состоявшейся, заявки подают более 2-х участников, так в:
- 2023 г. Извещение N 0318300128623000006 на Выполнение работ по компенсационному озеленению и уходу за высаженными зелеными насаждениями на территории муниципального образования город Краснодар на сумму S3 282 087,06 рублей - 4 участника. Победитель закупки был признан ООО "Зеленый город";
- 2022 г. Извещение N 0318300119422001666 на Выполнение работ по компенсационному озеленению и уходу за высаженными зелеными насаждениями на территории муниципального образования город Краснодар на сумму 6 628 317,06 рублей - 3 участника. Победитель закупки был признан ООО "Зеленый город";
Извещение N 0318300119422001491 на Выполнение работ по компенсационному озеленению и уходу за высаженными зелеными насаждениями на территории муниципального образования город Краснодар на сумму 21 860 320,86 рублей - 3 участника. Победитель закупки ИП Мищенко Т.В.
- 2021 г. Извещение N 0318300119420001575 на Выполнение работ по корчеванию пней, компенсационному озеленению и уходу за высаженными зелеными насаждениями на территории муниципального образования город Краснодар на сумму 17 494 991,05 - 3 участника. Победитель закупки ООО "КУБАНЬЭНЕРГОСТРОЙРЕМОПТ".
Таким образом, довод Заявителя о невозможности исполнения контракта с указанными параметрами не находит своего подтверждения. Заявитель неоднократно становился победителем закупки и исполнял контракт.
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Зеленый город" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119424000699).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 мая 2024 г. N 515/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024