Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Рожновой Н.С. (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" при проведении электронного аукциона: "Поставка водолазного имущества, расходных материалов, запасных частей и принадлежностей к водолазному оборудованию" (извещение N 0818400001324000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком по поз.4 указаны характеристики к товару, которые соответствуют конкретному производителю Bauer "Oceanus petrol version".
Заказчиком представлены письменные пояснения, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" проводился электронный аукцион: "Поставка водолазного имущества, расходных материалов, запасных частей и принадлежностей к водолазному оборудованию" (извещение N 0818400001324000051).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 367 976,66 руб.
Заявитель обжалует требования, установленные в поз. 4 "Описании объекта закупки", а именно: к позиции N4, именуемую как "Портативный компрессор" в описании данного товара Заказчик указывает характеристику "Система смазки низкого давления с шестеренчатым насосом", "Системы смазки" именно "низкого давления с шестеренчатым насосом", которая в совокупности с остальными характеристиками запрашиваемого товара соответствует только одному конкретному товару - "OCEANUS petrol version", одного производителя - "Bauer", вследствие чего сертифицированный поставщик оборудования производителя Bauer в России (дистрибьютор) имеет преимущество в части цены и сроках поставки товара, что ограничивает конкуренцию на участие в закупке по поставке данного товара.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется по поз.4:
Портативный компрессор
28.99.39.190 |
Портативный компрессор высокого давления для дыхательного воздуха оснащен одним компрессорным блоком. масса Компрессорный блок: Количество Цилиндров Количество ступеней поршневой компрессорный блок высокого давления - W-образной формы. Производительность Максимальное рабочее давление 330 бар Система смазки низкого давления с шестеренчатым насосом. Маслозаливной патрубок с маслоизмерительным щупом. Работоспособность компрессорного блока при угле наклона Промежуточные охладители - после каждой ступени сжатия. Материал охладителей - нержавеющая сталь. промежуточные предохранительные клапаны - между всеми ступенями компрессорного блока. Все предохранительные клапаны - опломбированны. Система фильтрования - встроенным водомасляным сепаратором и обратным клапаном поддержания давления. Количество воздуха, которое может быть приготовлено на одном патроне Соответствие готового воздуха стандарту DIN EN 12021. Замена патрона фильтра без использования специальных инструментов и без отсоединения от трубопроводной системы - наличие. Конструкция корпуса фильтра не допускает эксплуатацию системы без установленного патрона фильтра или с неправильно установленным патроном фильтра - соответствие. Дренажный клапан - наличие. Клапан поддержки давления и стопорный клапан - наличие. Оконечный масляно-водный сепаратор встроен в корпус системы очистки - наличие. Компактный миникомпьютер (количество часов работы, сроки или интервалы замены патрона, необходимость проведения очередного техобслуживания, очередной замены батареи) - наличие. Четырехразрядный сегментный индикатор - наличие. При хранении без батареи или замене батареи значения количества часов работы и времени техобслуживания должны оставаться записанными в оперативной памяти устройства. На заправочном вентиле должен быть установлен манометр конечного давления (0-400бар) в защитном резиновом кожухе. Вентиль должен иметь предохранительную насадку для баллонов с давлением 300 бар, резьба вентиля G Вентиль должен быть оснащен устройством сброса избыточного давления. Привод компрессорного блока: 4-х тактный бензиновый двигатель Мощность двигателя Воздушное охлаждение Клиновой приводной ремень Пластиковая крыльчатка вентилятора. Охлаждающий вентилятор и клиновой ремень закрыты защитными кожухами. - Компрессорный блок с приводом смонтированы на опорной раме. Опорная рама, скобы для транспортировки и соединительные элементы рамы выполнены из нержавеющей стали. Рама имеет 4 амортизирующих элемента из резины для установки компрессора и удобную ручку для переноски. - Компрессорный блок комплект поставки: заправочный шланг длиной не менее 1 м, заправочный вентиль с рабочим давлением не менее 330 бар, телескопическая воздухозаборная трубка. Руководство по эксплуатации со списком запасных частей, декларация соответствия требованиям CE. |
2 |
шт. |
Описанные Заказчиком в "Описании объекта закупки" характеристики товара с указанными характеристиками по поз.4 подходят под одного производителя Bauer "Oceanus petrol version".
Заказчик предоставил пояснения, согласно которым, под описание подходят следующие компрессоры:
1) Bauer "Oceanus petrol version"
2) "L&W compressor;
3) "Nardi".
Вместе с тем, доказательства соответствия с указаниями на пункты технической документации каждого производителя, в материалы дела не представлены.
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что модель компрессора Lenhardt and Wagner LW 200 BMC (которую заказчик называл в качестве эквивалента к Bauer). Данная модель не подходит под техническое задание по максимальному рабочему давлению (350 бар, вместо 330 бар), по системе смазки (Разбрызгивание, вместо смазки низкого давления с шестеренчатым насосом; Имеется возможность опционально поставить насос на систему смазки, но он не является шестеренчатым). В качестве мини-компьютера возможна комплектация моделями Puracon Stationary Pro, Puracon Mobile/ Stationary ECO и Remote Pro Control-RPC, однако они не соответствуют требованиям о наличии четырёхразрядного сегментного индикатора, работе от батареи и т.д., что подтверждается технической документацией.
Также Заявителем была представлена сравнительная таблица на заявленные Заказчиком компрессоры 3х производителей:
Характеристики |
Bauer Oceanus |
Nardi Pacific EG23 |
Lenhardt & Wagner 200 B MC |
Вес |
47 кг |
108 кг |
110 кг |
Уровень шума |
90 дБ |
86 дБ |
89 дБ |
Количество цилиндров |
3 |
Производитель не указывает конкретные данные |
3 |
Количество ступеней |
3 |
4 |
3 |
Производительность |
140 л/мин |
230 л/мин |
200 л/мин |
Максимальное рабочее давление |
330 бар |
420 бар |
350 бар |
Работоспособность компрессорного блока при угле наклона |
20° |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Количество воздуха, которое может быть приготовлено на одном патроне |
140 м |
Производитель не указывает конкретные данные |
375 м |
4-х тактный бензиновый двигатель |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
+ |
Мощность двигателя |
5,1 кВт |
6,7 кВт |
6,7 кВт |
W-образная форма поршневого компрессорного блока |
+ |
- |
Производитель не указывает конкретные данные |
Система смазки |
Смазка низкого давления с шестеренчатым насосом |
Производитель не указывает конкретные данные |
Разбрызгивание |
Маслозаливной патрубок с маслоизмерительным щупом |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Про-изво-дитель не ука-зывает кон-крет-ные дан-ные |
Промежуточные охладители после каждой ступени сжатия |
+ |
+ |
+ |
Охладители из нержавеющей стали |
+ |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Промежуточные предохранительные клапаны между всеми ступенями компрессорного блока |
+ |
+ |
+ |
Опломбированные предохранительные клапаны |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Встроенный водомасляный сепаратор и обратный клапан поддержания давления |
+ |
+ |
+ |
Соответствие воздуха стандарту DIN EN 12021 |
+ |
+ |
+ |
Замена патрона фильтра без использования специальных инструментов и без отсоединения от трубопроводной системы |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Дренажный клапан |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Клапан поддержки давления и стопорный клапан |
+ |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Оконечный масляно-водный сепаратор, встроенный в корпус системы очистки |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Компактный мини-компьютер (количество часов работы, сроки или интервалы замены патрона, необходимость проведения очередного техобслуживания, очередной замены батареи) |
+ |
- |
- |
Четырёхразрядный сегментный индикатор |
+ |
- |
- |
При хранении без батареи или замене батареи значения количество часов работы и времени техобслуживания должны оставаться записанными в оперативной памяти устройства |
+ |
- |
- |
На заправочном вентиле должен быть установлен манометр конечного давления (0-400 бар) в защитном резиновом кожухе |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Производитель не указывает конкретные данные |
Вентиль должен иметь предохранительную насадку для баллонов с давлением 300 бар, резьба вентиля G5/8 |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
+ |
Вентиль должен быть оснащён устройством сброса избыточного давления |
+ |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Воздушное охлаждение |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
+ |
Клиновой приводной ремень |
+ |
+ |
+ |
Пластиковая крыльчатка вентилятора |
+ |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Компрессорный блок с приводом смонтированы на опорной раме. Опорная рама, скобы для транспортировки и соединительные элементы из нержавеющей стали. Рама из 4 амортизирующих элементов из резины для установки компрессора и имеет удобную ручку для переноски |
+ |
+ |
Производитель не указывает конкретные данные |
Заказчиком в материалы дела доказательств и документов доказывающие обратного, представлены не были.
Таким образом, указанные выше требования искусственно ограничивают конкуренцию, препятствуя возможности поставки оборудования других производителей.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
На участие в закупке подано 2 заявки. В заявках участников по поз.4 предложены к поставке товары производства Bauer "Oceanus petrol version"
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанными характеристиками нескольких производителей, Заказчиком не представлены.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Таким образом, "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Рожновой Н.С. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" нарушение ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2024 г. N 023/06/33-2619/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024