Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская поликлиника N7 г. Краснодара" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий шприцы" (извещение N 0318300183224000075) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что поз.3 "Описание объекта закупки" составлена с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Городская поликлиника N7 г. Краснодара" МЗ КК проводился электронный аукцион: "П Поставка медицинских изделий шприцы" (извещение N 0318300183224000075).
Начальная (максимальная) цена контракта - 555 270,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по поз.3 требуется к поставке:
3 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004568
|
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
Согласно КТРУ |
Коннектор |
Луер Слип |
|
Согласно КТРУ |
|||
Тип шприца |
3-х компонентный |
|
более плавное скольжение поршня внутри цилиндра, введение инъекции пациенту менее болезненное. |
|||
Корпус и поршень шприца не содержат латекса и силиконовых добавок |
соответствие |
|
Для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||
Цилиндр прозрачен |
соответствие |
|
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|||
Цилиндр имеет двойное стопорное кольцо |
соответствие |
|
Для предотвращения случайного извлечения поршня шприца |
|||
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
|
для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
|||
Длина трубки, мм |
|
мм |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Диаметр трубки, мм |
|
мм |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Активация производится одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
|
для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
|||
Упаковка индивидуальная стерильная |
"Блистер" или "Полибэг" |
|
Обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
|||
Групповая упаковка выполнена в форме блоков |
соответствие |
|
Для возможности перемещения и хранения небольшого количества шприцев внутри отделений |
|||
Материал групповой упаковки плотный неизменной формы |
соответствие |
|
Для хранения в несколько рядов |
|||
Количество в групповой упаковке, штук |
|
шт |
Для удобства выдачи и хранения внутри отделений |
|||
Градуированный объем шприца |
5 |
см3; мл |
Согласно КТРУ |
|||
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов |
соответствие |
|
для предотвращения контакта персонала с иглой |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В п.6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позиции 3 "Описания объекта закупки" требуется к поставке шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004568).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ с учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования "Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов", и приведено обоснование необходимости их использования: "для предотвращения контакта персонала с иглой.".
Заявитель указывает, что установленная Заказчиком дополнительная характеристика соответствует товарам импортного производства единственного производителя, а именно: шприцы, требуемые к поставке по позиции 3 по совокупности технических и функциональных характеристик (игла предустановлена в защитное устройство для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы; пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов) соответствуют медицинским изделиям, зарегистрированным в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Парамед Консалтинг", по регистрационному удостоверению N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. (пункт 3.5. регистрационного удостоверения).
Заказчик является лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. При установлении дополнительных характеристик Заказчик руководствовался положениями стандартизации ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. То есть, установив данное требование, Заказчик обеспечивает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
При подготовке Описания объекта закупки Заказчиком проводился анализ рынка на наличие соответствующего потребности Заказчика товаров:.
- ООО "Парамед Консалтинг" ( РУ NРЗН2022/18223 от 08.09.2022 г., место производства Россия, Китай);
- "Фогт МедикалФертриб ГмбХ" ( РЗН 2016/3938 от 15.08.2022 г., Германия, Vogt Medical Yertrieb GmbH, Riippurrer Str. 1A, Haus B, 76137 Karlsruyhe, Germany).
С учетом изложенного, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В данном случае, при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика.
Заказчиком получено 3 коммерческих предложения о цене контракта, что свидетельствует о наличии потенциальных поставщиков, готовых осуществить поставку товара с необходимыми заказчику в клинической деятельности характеристиками.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе, и не повлекло ограничения доступа к участию в торгах добросовестных поставщиков.
Запросов на разъяснении положений извещения о проведении закупки в адрес Заказчика не поступало.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300183224000075).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2024 г. N 544/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024