Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.Б. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя муниципального заказчика - директора МКОУ "Промысловая основная общеобразовательная школа" Пожидаевой С.М. и в присутствии представителя уполномоченного органа АМО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" Тырсовой М.А. (доверенность от 17.05.2024 N12), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика МКОУ "Промысловая основная общеобразовательная школа", уполномоченного органа АМО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного запроса котировок на выполнение работ по ремонту спортивного зала здания МКОУ "Промысловская ООШ", расположенного по адресу: 416421, Астраханская область, Лиманский район, с. Промысловка, ул. Заречная, 12. "Шифр:30-2024-нр50980" (реестровый номера извещения: 0125300007224000010), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением NЕБ/3358/24 от 21.05.2024 принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении муниципального заказчика МКОУ "Промысловая основная общеобразовательная школа" (далее - Заказчик), уполномоченного органа АМО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного запроса котировок на выполнение работ по ремонту спортивного зала здания МКОУ "Промысловская ООШ", расположенного по адресу: 416421, Астраханская область, Лиманский район, с. Промысловка, ул. Заречная, 12. "Шифр:30-2024-нр50980" (реестровый номера извещения: 0125300007224000010) (далее - запрос котировок).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 28.05.2024 в 10 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
22.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из совокупности положений статей 43, 50 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.
Вместе с тем, как следует из файла требований к содержанию, составу заявки на участие в запросе котировок Заказчик не установил требование о предложении участника о цене контракта.
На основании изложенного, в действиях заказчика признано нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571)
Заказчик в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению установил дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и позицией 15 раздела II Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
При этом, Заказчиком в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению не установлен перечень документов, которые необходимо представлять участникам закупки в качестве подтверждения опыта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и в действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
При этом, в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Так, такие особенности установлены Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 N579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" (далее - Постановление N579).
Пунктом 1 Постановления N579 установлено, что если при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка), участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - участники закупки), вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом следующих особенностей:
а) денежные средства вносятся участниками закупки на счет, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
в) участник закупки признается непредоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения открытого конкурса в электронной форме), даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае проведения открытого аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме) на счет, предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта. При этом заявка на участие в закупке, поданная таким участником закупки, отклоняется в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 7 части 12 статьи 48 Федерального закона;
г) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 Федерального закона. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона.
В силу пункта 2 Постановления N579 данное постановление вступает в силу с 1 июня 2023 года и применяется при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок после дня вступления в силу настоящего постановления.
В связи с тем, что действующая редакция извещения размещена в единой информационной системе 22.03.2024 года, Заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке, в том числе с учетом особенностей порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами, установленных Постановлением N579.
Комиссией Управления установлено, что Заказчик не предусмотрел в извещении условия о том, что участники закупки, являющиеся иностранными лицами, предоставляют обеспечение заявки в соответствии с Постановлением N579.
Указанная информация также отсутствует в требованиях к составу и содержанию заявки, учитывая, что документы, предусмотренные положениями Постановления Правительства N579, должны предоставляться участником в составе заявки на этапе ее подачи.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования пункта 16 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 и части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком заключен муниципальный контракт по предмету закупки основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика МКОУ "Промысловая основная общеобразовательная школа", уполномоченный орган АМО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 50, части 18 статьи 44, пункта 12, пункта 16 части 1 статьи 42, части 3 статьи 7, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на выполнение работ по ремонту спортивного зала здания МКОУ "Промысловская ООШ", расположенного по адресу: 416421, Астраханская область, Лиманский район, с. Промысловка, ул. Заречная, 12. "Шифр:30-2024-нр50980" (реестровый номера извещения: 0125300007224000010).
2. Предписание не выдавать.
3.Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Балтыкова Е.М.
Члены комиссии: Русскина И.В.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 мая 2024 г. N 030/10/99-555/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024