Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев направленное Заказчиком МКУ "Управление городского хозяйства" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01903000013230011460001 от 27.11.2023 на поставку гальки, цена контракта 1 052 847,00 рублей, (извещение N 0190300001323001146), ООО "САРСТРОЙ15" (далее - Подрядчик, Исполнитель) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 03.05.2024 следует, что между муниципальным казённым учреждением "Управление городского хозяйства" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "САРСТРОЙ15" (далее - Поставщик) 27.11.2023 г. был заключен муниципальный контракт N 01903000013230011460001 на поставку гальки (далее - Контракт).
В соответствии с условиями контракта (пункт 1.1) Поставщик обязуется осуществить поставку гальки (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом поставки товара по настоящему контракту является: ЯНАО, г. Тарко-Сале, в место, указанное Заказчиком (п.3.1 Контракта).
Цена Контракта составляет 1 052 847,00 (один миллион пятьдесят две тысячи восемьсот сорок семь) рублей 00 копеек, НДС не облагается (п.2.1 Контракта).
Согласно п.3.1 Контракта Поставщик доставляет Товар с момента заключения муниципального контракта в течение 30 календарных дней, то есть до 27.12.2023 г (включительно).
Обязанность Поставщика поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) предусмотрена п. 4.1.1 Контракта.
Вместе с тем Поставщиком нарушено обязательство, предусмотренное п.3.1 Контракта. Поставка товара, предусмотренная п.1.1. Контракта, Поставщиком до настоящего времени (03.05.2024 г.) не осуществлена.
Пунктом 2.6. Контракта установлено, что выплата аванса устанавливается в размере 30 процентов от цены контракта и осуществляется в течение 7 рабочих дней с момента подписания контракта, на основании выставленного Подрядчиком счета и/или счет-фактуры. На основании выставленного Поставщиком счета на оплату N 7 от 27.11.2023 г. Заказчиком по платежному поручению N 1478 от 04.12.2023 за поставляемый Товар Поставщику был выплачен аванс в размере 315 854,10 (Триста пятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре) руб. 10 коп. Однако до настоящего времени Товар Поставщиком поставлен не был.
Пунктом 3 ст. 487 ГК РФ установлено, что в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
18.01.2024 Заказчиком в ЕИС была размещена претензия (требование) N 89- 160/295001-08/60 о возврате, согласно ч. 3 ст.487 ГК РФ, в установленный в требовании срок (до 23.01.2024 г.) выплаченного в соответствии с п.2.6 контракта и неосвоенного авансового платежа в размере 315 854,10 руб., Поставщик указанные требования в установленный срок не выполнил, в связи с чем неосвоенный аванс был взыскан Заказчиком за счет средств независимой гарантии - платежное поручение N 715137 от 31.01.2024.
Заказчик с электронной почты blaqots@mail.ru неоднократно обращался в адрес Поставщика на электронную почту sarstroyl5@qmail.com для обеспечения своевременной поставки Товара, а также в связи с непоставкой Товара в Предусмотренный Контрактом срок: исх. от 25.12.2023 г. N89-160/295001-10/1833 (e-mail сообщение от 25.12.2023 17:33), исх. от 28.12.2023 г. N 89-160/25001-10/1862 (e-mail сообщение от 28.12.2023 16:04). Однако указанные Письма оставлены Поставщиком без ответа, какая-либо информация от Поставщика в Адрес Заказчика не поступала, также Поставщик перестал отвечать на телефонные звонки и сообщения в мессенджерах, предусмотренная п.4.1.5 Контракта достоверная информация, о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика не предоставлялась.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки.
Согласно п.10.4 Контракта Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по настоящему контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд".
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 17.05.2024 N ЕГ/1624/24 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Исполнителю на адрес электронной почты sarstroy15@gmail.com который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте и при заключении контракта.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.4 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.11.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 01903000013230011460001.
03.05.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.05.2024 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 03.05.2024 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 14.05.2024.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 14.05.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Поставщика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 27.11.2023.
Комиссия установила, что Исполнитель неоднократно нарушал условия Контракта, а именно не исполнял взятые на себя обязательства по Контракту.
Поставщик на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (услуги не исполнялись).
Действия Поставщика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Из материла дела следует, что пункт доставки товара по настоящему договору - ЯНАО, город Тарко-Сале, место, указанное заказчиком (пункт 3.1 договора).
Стоимость договора составляет 1 052 847,00 (один миллион пятьдесят две тысячи восемьсот сорок семь) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора, Поставщик должен доставить товар с момента заключения муниципального контракта в течение 30 календарных дней, то есть до 27 декабря 2023 года (включительно).
Обязанность Поставщика поставить товар в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложение N 1 к договору) предусмотрена пунктом 4.1.1 договора.
Однако поставщик нарушил обязательство, предусмотренное пунктом 3.1 договора. Поставка товара, предусмотренная пунктом 1.1 договора, Поставщиком не выполнена.
Заказчик неоднократно обращался к Поставщику по электронной почте sarstroyl5@qmail.com и blaqots@mail.ru с просьбой обеспечить своевременную поставку товара, а также в связи с невыполнением поставки в установленный договором срок: исходящий номер от 25.12.2023 N 89-160/295001-10/1833 (электронное сообщение от 25.12.2023 17:33), исходящий номер от 28.12.2023 N 89-160/25001-10/1862 (электронное сообщение от 28.12.2023 16:04). Однако письма остались без ответа, никакой информации от Поставщика Заказчику не поступило, Поставщик перестал отвечать на телефонные звонки и сообщения в мессенджерах, предусмотренная пунктом 4.1.5 договора достоверная информация о ходе выполнения своих обязательств, включая сложности, возникающие при выполнении договора, товар (галька) Поставщиком Заказчику не поставлен.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки.
Пункт 2.6 договора предусматривает выплату аванса в размере 30 % от стоимости договора и производится в течение 7 рабочих дней с момента подписания договора на основании выставленного подрядчиком счёта и/или счёта-фактуры. На основании выставленного Поставщиком счёта на оплату N 7 от 27.11.2023 Заказчик по платёжному поручению N 1478 от 04.12.2023 за поставляемый товар выплатил поставщику аванс в размере 315 854,10 (триста пятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 10 копеек.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Поставщика обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "САРСТРОЙ15" (ИНН 1500011789), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Назаренко Раисе Андреевне (ИНН: 720210109609), по обращению МКУ "Управление городского хозяйства" (ИНН 8911024650) о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01903000013230011460001 от 27.11.2023 на поставку гальки, цена контракта 1 052 847,00 рублей, (извещение N 0190300001323001146), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "САРСТРОЙ15" (ИНН 1500011789), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Назаренко Раисы Андреевны (ИНН: 720210109609) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 мая 2024 г. N 089/10/104-344/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024