Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
Рассмотрев обращение Департамента жилищно-коммунального комплекса Администрации Шурышкарского района о включении информации об участнике закупки - ООО "Арстройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на приобретение, поставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ для устройства резервуара исходной воды объёмом не менее 30 м3 для ВОС в с. Лопхари Шурышкарского района, начальная (максимальная) цена контракта 3 480 000,00 (извещение по закупке N 0190300002724000150) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные участником закупки, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения участника закупки от заключения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об участнике закупки не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
В соответствии с информацией размещенной на официальном сайте ЕИС установлено:
13.05.2024 Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2024 NИЗК1" для закупки N0190300002724000150.
17.05.2024 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 17.05.2024 NППУ20_1" для закупки N0190300002724000150.
Таким образом, в связи с тем, что победителем ООО "Арстройпроект" не исполнены требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки, с которым заключается контракт признается уклонившимся от заключения контракта.
Из пояснения Участника закупки следует, что 13.05.2024 Заказчик опубликовал в ЕИС Протокол подведения итогов определения поставщика о признании поданной заявки N 200 победителем с наилучшей предложенной ценой в размере 3 186 000,00 руб. В связи с этим Заказчик принял решение заключить контракт с Обществом.
14.05.2024 Заказчик разместил на электронной площадке проект контракта для подписания.
Общество готовилось к подписанию контракта и желало его исполнения.
В регламентированный срок данный проект с Участником не был подписан по следующей объективной причине:
Общество располагало всеми ресурсами для исполнения обязательств по данному контракту, поставка товара была согласована с поставщиком "Березовский завод емкостей", заранее были получены коммерческие предложения ООО "Полекс Ротомолд" и согласованы условия поставки.
Подписание контрактов и участие в закупках производится с рабочего компьютера Общества в офисе, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, дом 15, оф. 13.
На компьютере установлена оформленная электронная подпись в единичном экземпляре, а также установлены специальные программы, лицензии КриптоПро и сертификат подписи - для возможности входа и работы на торговых площадках.
15.05.2024 с утра Общество обнаружило, что сеть "Интернет" работает с перебоями и обратилось в техническую поддержку ПАО "Ростелеком", далее интернет перестал работать. При обращении к представителям технической поддержки представитель провайдера уточнил, неисправности будут устранены в кратчайшие сроки.
В связи с необходимостью использования программ, установленных на рабочем компьютере, IP-адреса при работе в сети "интернет" при подписании контрактов и участию в процедурах госзакупок, Общество приняло решение продолжать работу в штатном режиме в ожидании специалиста от ПАО "Ростелеком".
Однако, в период с 10:00 часов утра 15.05.2024 и до 15:30 часов 16.05.2024 в результате отсутствия подключения работе сети Интернет, Общество столкнулось с проблемой невозможности подписания контрактов и участия в закупках.
Руководителем Общества были предприняты дополнительные обращения в тех. поддержку провайдера и получено обещание о том, что в ближайшее время будет направлен специалист для устранения неисправностей, однако представитель провайдера появился в офисе только в 16.05.2024 г., неисправность была устранена в 15.30. Произошел программный сбой в работе оборудования (роутера). Акт фиксации неисправности на объекте от 16.05.2025.
Возможность подключения к сети Интернет появилась только 16.05.2024 г.
В свою очередь, Обществом в связи с произошедшим на данный момент ведется работа по поиску нового оператора связи и подготовка претензии ПАО "Ростелеком". Руководителем также приобретено дополнительное оборудование по обеспечению работы устойчивой сети Интернет во избежание ситуаций подобных произошедшей.
После входа в личный кабинет Общество сразу же попыталось подписать контракт, однако от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
Общество не имело намерений уклониться от подписания проекта контракта по указанной закупке. Регламентированный срок подписания был пропущен ненамеренно, без цели нанести ущерб учреждению. Данная ситуация произошла впервые по причине отсутствия сети Интернет из-за программного сбоя работы роутера и действий провайдера предоставления услуг связи. Кроме того, сыграло роль то обстоятельство, что при подписании контракта по запросу котировок нам был предоставлен всего 1 рабочий день.
Участник закупки разобравшись в произошедшем, в подтверждение своего намерения на сотрудничество и заключение контракта при попытке исправить ситуацию, 16.05.2024 Общество в срочном порядке произвело через банк оплату суммы обеспечения исполнения контракта на основании информации, указанной в контракте Заказчика, а также направило соответствующее письмо Заказчику с объяснением произошедшей ситуации, подтверждением намерения о заключении контракта и уверениях в готовности исполнения. Также было приложено платежное поручение об оплате обеспечения и дополнительно направлен подписанные проект контракта на бумаге.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня с момента формирования и размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи.
В срок, предусмотренный пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, победитель запроса котировок в электронной форме - ООО "АРМЕДИКА" не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя запроса котировок.
Таким образом, в связи с тем, что победителем запроса котировок в электронной форме нарушены требования, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
При этом, согласно ч. 6. ст. 51 Закона 44-ФЗ: В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам.
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что Участник закупки (победитель), признан уклонившимся от заключения контракта так как не предоставил подписанный проект контракта в регламентированный Законом о контрактной системе срок, чем нарушил требования пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что 13 мая 2024 года Заказчик опубликовал протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому заявка N 200 стала победителем с лучшей предложенной ценой в размере 3 186 000,00 рублей. Заказчик решил заключить контракт с Участником закупки.
14 мая 2024 года Заказчик разместил на электронной площадке проект контракта для подписания.
Участником закупки в установленный срок проект контракта не был подписан из-за проблем с интернетом. Общество располагало всеми ресурсами для выполнения обязательств по контракту, поставка товара была согласована с поставщиком, и условия поставки были заранее согласованы.
Подписание контрактов и участие в закупках осуществлялось с рабочего компьютера Победителя.
На компьютере была установлена электронная подпись, а также специальные программы и сертификаты для работы на торговых площадках.
15 мая 2024 года общество столкнулось с проблемами в интернете и обратилось в техническую поддержку ПАО "Ростелеком". Интернет перестал работать, и представители технической поддержки пообещали устранить неполадки в кратчайшие сроки.
Общество решило продолжить работу в штатном режиме, ожидая специалиста от ПАО "Ростелеком". Однако из-за проблем с интернетом общество не смогло подписать контракт и участвовать в закупках с 10:00 до 15:30 16 мая 2024 года.
Руководитель общества обратился в техническую поддержку ещё раз, и специалист прибыл в офис только 16 мая 2024 года. Неисправность была устранена в 15:30.
Возможность подключения к интернету появилась только 16 мая 2024 года. В настоящее время общество ищет нового оператора связи и готовит претензию ПАО "Ростелеком". Руководитель также приобрёл дополнительное оборудование для обеспечения стабильной работы интернета.
Участник закупки разобравшись в ситуации в срочном порядке произвело оплату суммы обеспечения исполнения контракта через банк на основании информации, указанной в контракте Заказчика, и направило Заказчику соответствующее письмо с объяснением ситуации и подтверждением намерения заключить контракт.
Представленные пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки. Указанное подтверждает, что действия Участника были направлены именно на заключение контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по контракту.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Арстройпроект" по обращению Департамент жилищно-коммунального комплекса Администрации Шурышкарского района по факту уклонения победителя запроса котировок в электронной форме от заключения контракта на приобретение, поставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ для устройства резервуара исходной воды объёмом не менее 30 м3 для ВОС в с. Лопхари Шурышкарского района, начальная (максимальная) цена контракта 3 480 000,00 (извещение по закупке N 0190300002724000150), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 мая 2024 г. N 089/10/104-354/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024