Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности;
От Подрядчика - представителей по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 163/23Б от 22.08.2023 на приобретение и установку теплого остановочного комплекса с открытым модулем, цена контракта 6 200 000,00 рублей, (извещение N 0190300002123000368), ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 08.05.2024 об одностороннем отказе следует, что 22 августа 2023 года между муниципальным казенным учреждением "Салехардская дирекция единого заказчика" (далее по тексту - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "РУСМУЛЬТИМЕДИА" заключен муниципальный контракт N 163/23Б "Приобретение и установка теплого остановочного комплекса с открытым модулем" (далее по тексту - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство приобрести и установить теплый остановочный комплекс с открытым модулем (далее по тексту - "Работы"),
Разделом 3 Контракта определено окончание выполнения Работ - до 15 сентября 2023 года, а за неисполнение Подрядчиком указанного раздела предусмотрена ответственность, указанная в Контракте.
В соответствии с п, 8.1. Контракта Подрядчик гарантирует качественное выполнение всех Работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего Контракта и действующими нормами Российской Федерации.
Согласно п. 7.1.8. Контракта Подрядчик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения Работ (поставки товара, оказания услуг), предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения Контракта.
14.08.2023 от Подрядчика поступило письмо о том, что планируем срок сборки теплого остановочного комплекса с открытым модулем по 30.08.2023.
26.12.2023 поступило письмо о плановой отгрузке теплого остановочного комплекса с открытым модулем с г. Екатеринбург 10.01.2024.
Пунктом 7.1.3. Контракта определено, что Подрядчик обязан в счет стоимости, предусмотренной п. 2.1. Контракта, качественно выполнять Работы в объемах и сроки, предусмотренные техническим заданием (Приложение N2) и настоящим Контрактом, в соответствии с действующими на момент выполнения Работ нормативными документами.
Заказчик неоднократно направлял в Ваш адрес напоминания о необходимости незамедлительно завершить работы по Контракту.
В период с начала заключения Контракта и по настоящее время Вами в полном объеме не исполнены взятые на себя обязательства.
В соответствии с п. 10.5 Контракта При неисполнении обязательств по Контракту Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении Контракта согласно ст. 95 Закона 44-ФЗ и ГК РФ.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.05.2024 N ЕГ/1672/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-357/2024 из которых следует, что -Подрядчик активно вел работы и по текущий момент ведет работы над проектами Заказчика, что подтверждается, как фотографиями и видео с места выполнения работ, так и перепиской между Подрядчиком и Заказчиком. Работы велись на местах (адресах) установки и Заказчик не мог об этом не знать и не видеть, кроме того, Подрядчик информировал о готовности товара, о прибытие как товара, так и о прибытие представителей предприятия Подрядчика, осуществляющих выполнение работ по адресам монтажа и установки остановочных комплексов.
Исх. N 37. от 22.08.2023 г. подрядчик направил Заказчику на согласование Эскизы остановочных комплексов, просил согласовать в течение 2 -х рабочих дней, поскольку у Заказчика сроки по исполнению обязательств были очень сжатые до 15.09.2023 года. То есть Исполнитель ожидал получения согласования в сроки не позднее - 24.08.2023 года.
В ответ от Заказчика получено согласование Эскизных проектов от 28.08.2023 года Исх. письмом 171 -1311/01-08/855. Таким образом, Заказчик лишает возможности Подрядчика приступить своевременно к исполнению обязательств.
Исх. N15 от 25 октября 2023 года Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо, согласно которому проинформировал о прибытие своих сотрудников (представителей) от 01 октября 2023 года для выполнения работ на месте, отчитался о произведенном совместно с Представителем Заказчика обследование площадки по адресу установки. В ходе осмотра представителем Заказчика было предложено Подрядчику выполнить монтажные работы без устройства фундамента, что является по Мнению Подрядчика не безопасным, тем более учитывая место установки - объект гражданского назначения, эксплуатирующийся детьми (Образовательное учреждение Школа). По мнению Заказчика есть асфальтированная площадка и на нее можно установить, устройство данной площадки выполнялось силами иного Подрядчика и по иному МК, документов в адрес ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "РУСМУЛЬТИМЕДИА" по настоящему асфальтированному участку Заказчик не предоставлял, в связи с чем в прочности и надежности исполнения таким образом обязательств Подрядчик не мог быть уверен. А учитывая фотографии с мест ведения работ, до приезда к месту выполнения монтажных работ, которые удалось получить Подрядчику -было понятно, что фиксировать остановочный комплекс под асфальтом не к чему, и учитывая снеговые нагрузки в зимнее время статическое давление на место установки составило бы 18 тонн, что могло привести к обрушению как асфальта, так и комплекса так и к многочисленным травмам и ЧП находящихся внутри остановочных комплексов детей и других граждан, ожидающих транспорт.
В своем Исх. N15 от 25.10.2023 года письме Подрядчик сообщил также, что исходя из того, что им была проведена нивелирная съемка места установки (съемка местности), которая выявила, что перепад высот по лицевой" части предполагаемого размещения остановочного павильона составил 325 мм.
Данный' перепад является критичным и выходит за рамки допустимых отклонений, что может привести в дальнейшем к лишению точек опоры и потери устойчивости, что в свою очередь может привести к обрушению.
Подрядчик далее предлагал согласовать устройство силами Подрядчика выравнивания поверхности и места установки остановочного комплекса в месте установки, путем устройства фундаментной' плиты (заливка бетона) с арматурой.
Для данных работ Подрядчик готов своими силами демонтировать покрытие асфальта под размер устанавливаемого комплекса и необходимого фундамента, также после монтажа остановочного комплекса произвести восстановление асфальта.
В качестве обоснования Подрядчик приложил к письму обоснование с расчетами давления остановочного комплекса на существующую площадку, дабы не быть голословным, и доказать существующую позицию не безопасного Решения со стороны Заказчика.
Также в своем Письме Подрядчик сообщает Заказчику, что при осмотре места монтажа был выявлен на площадке остановочный комплекс, который необходимо перенести. В МК, заключенный между сторонами услуги по демонтажу и монтажу (при переносе существующий конструкций) не входят в Перечень работ Подрядчика. А Работы по сборке и устройству фундамента Подрядчик готов начать после согласования Заказчиком устройства фундамента для обеспечения безопасности на месте размещения остановочного комплекса и также просил Заказчика решить вопрос по переносу остановочного комплекса (установленного).
В ответ от Заказчика Исх. письмом N171-1311/01-08/1076 от 27.10.2023 года получено письмо о согласование остановочного комплекса и согласования работ по устройству фундамента. А также в настоящем письме Заказчик напоминает о сроках. При этом, в этом письме Заказчик не предоставляет информации о решение вопроса с демонтажными работами и переносом существующего на месте установки остановочного комплекса, также как и не указывает в какие сроки предполагает данные работы выполнить и освободить площадку для проведения работ.
Поскольку Заказчик и Подрядчик находились в диалоге, Подрядчик уточнил устно, на что был получен ответ, что манипуляции по переносу Заказчик предложил произвести Подрядчику несмотря на то, что это не предусмотрено Договором, заключенным между сторонами, а кроме того, без увеличения стоимости контракта, апеллируя тем, что сам такой технической и материальной возможности не имеет.
Исх. Письмом от 30 октября 2023 года Подрядчик сообщил, что Поскольку Заказчик отказался демонтировать временную остановку своими силами и возложил данную обязанность на Подрядчика, принимая во внимание вышеперечисленные факты, Подрядчик снимает с себя материальную ответственность за любые возможные повреждения вышеуказанной временной остановки, в ходе проведения работ и не дает никаких гарантий на устойчивость и надежность фиксации на указанном Заказчиком месте установки, так как отсутствует подготовленное основание для фиксации временной остановки к площадке (временное место расположения).
Письмом Исх. N° 77/1. от 26.12.2023 г. (о ходе исполнения обязательств) Исполнитель просил продлить срок действия согласованных ранее схем организации дорожного движения на период проведения работ по монтажу остановочных комплексов в рамках Муниципальных контрактов N 020/23Б от 13.01.2023 на Приобретение и установку теплых остановочных комплексов в количестве 5 шт.; N163/23Б от 22.08.2023 на "Приобретение и установку теплого остановочного комплекса с открытым модулем" до 31.01.2024 года включительно, на основании готовности Исполнителя ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "РУСМУЛЬТИМЕДИА" осуществить монтаж вышеуказанных комплексов.
Письмом Исх. N 77/2. от 26.12.2023 г. (о ходе исполнения обязательств) Исполнитель сообщил, что по состоянию на 26.12.2023 г. Исполнитель завершил производство теплого остановочного комплекса в полном объеме, также информировал о готовности товара к отгрузке. В настоящее время товар проходит этап контроля качества и проверку соответствия состава перечня комплектующих. Также представил фото готового изделия в разобранном виде до упаковки и упакованного и подготовленного к перевозке в г. Салехард, к месту проведения сборочно-монтажных работ. Поскольку, часть материалов ранее была доставлена Исполнителем и уже находится на территории склада Заказчика, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Объездная 8, дополнительно проинформировал о прибытии сотрудников по вышеуказанному адресу для осуществления вывоза стройматериалов и проведения сборочно-монтажных работ.
Данный остановочный комплекс (конструкция сборно-разборного типа), согласно техническому заданию, должен собираться под открытым небом на подготовленной выровненной площадке. По прибытии на место установки на нем находилась временная остановка, которой по ТЗ НЕ должно было находиться, а демонтажные работы не должны были выполняться Подрядчиком. В конечном итоге, Подрядчику пришлось демонтировать все место установки, и вывозить временный остановочный комплекс, хотя по ТЗ этого не предполагалось, также дополнительно стоит отметить, что электричества для подключения и установки у места остановки просто не было, нам также пришлось решать и эту проблему.
Также Подрядчик обращает внимание, что электроподключение, согласно условиям заключенного контракта к месту установки остановочного комплекса возложена на Заказчике. Электроподключения на 20 мая 2024 года в месте установки нет, есть фальшь-розетка и фальшь- щиток, в котором электричество отсутствует.
Таким образом, при исполнение встречных обязательств со стороны Заказчика не выполнены существенные условия, которые также повлекли за собой задержку в исполнение обязательств Подрядчиком.
На текущий момент, Подрядчик понес с момента заключения контракта по май месяц включительно дополнительные расходы, которые также подтверждаются платежными поручениями на следующие суммы:
-Демонтажные работы по переносу остановочного комплекса, установленного Заказчика - 75 000,00 руб. (привлечение техники, подрядных организаций).
-Оплата техники для демонтажа существующей площадки и устройства фундамента в зимнее время (краны, манипуляторы, трактора для расчистки площадок от снега, прогрев фундамента) - 245 000,00 руб.
- Аренда земельного участка под размещение привезенных материалов для остановочного комплекса в сумме -80 000,00 рублей в пользу Басенко Николай Владимирович;
-Устройство Фундамента в зимнее время на сумму - 1 433 615,26 руб.
По состоянию на 22 апреля 2024 года сотрудники ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" находились в Салехарде, и после 22 апреля 2024 года в связи с перекрытием Автомобильных Дорог и штормовых предупреждений, учитывая надвигающееся таяние и половодье были возвращены домой на отдых. С целью последующей отправки после наступления благоприятных погодных условий, позволяющих довести работы до конца. Кроме того, только в 2024 году у ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" с весенним призывом забрали 4 сотрудников (Повестки к воинскому призыву прикладываем, также в период за 2023 год у ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" было призвано 15 человек на СВО.
О последовательности выполнения работ и о возможностях Подрядчик - уведомлял Заказчика, в связи с тем, что регулярно теряет сотрудников, уходящих на воинскую службу и СВО.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.08.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 163/23Б (далее - Контракт).
08.05.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 21.05.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен 22.08.2023.
Согласно п.1.1. Контракта в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2) и условиями настоящего Контракта
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство приобрести и установить теплый остановочный комплекс с открытым модулем (далее по тексту - "Работы").
Согласно п.1.3 Контракта объемы и наименование Работ устанавливается техническим заданием (Приложение N 2), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п.1.4 Контракта в своей деятельности Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами ЯНАО, МО г. Салехард и настоящим Контрактом.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, оценив поведение ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" на предмет добросовестности/недобросовестности и фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к следующим выводам.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, по ведению данного реестра.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Противоположный подход к толкованию положений Закона о контрактной системе носит формальный характер, противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
Из представленных документов и указанных выше сведений не усматривается наличие прямого умысла Поставщика, направленного на уклонение от исполнения контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с указанным отсутствуют достаточные основания полагать, что Поставщик допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Поставщиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Кроме того, оценив представленные доказательства Комиссия считает, что в действиях Подрядчика отсутствуют безусловные, доказанные признаки недобросовестности, направленность на уклонение от исполнения контракта.
У Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Поставщик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта.
Выполнение работ по муниципальному контракту затянулось в связи с обоюдными действиями сторон, что повлияло на увеличение сроков исполнение обязательств со стороны Подрядчика.
Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта также не представлены.
Подрядчик неоднократно информировал Заказчика в течении всего срока действия Контракта о возникших трудностях в исполнении Контракта, помимо официальной переписки, велось взаимодействие непосредственно с контрактным лицом, в том числе, детально с приложением доказательств о возникших трудностях.
В период с января 2024 года в г. Салехард прибыл остановочный комплекс, подлежащий установке, выполнена большая часть работ, выпущены все комплектующие для сборки, что подтверждается фото и видео комплектующих и выпущенной продукции.
Подрядчик неоднократно предлагал приобрести за свой счет авиабилеты, организовать проживание и питание для представителя Заказчика с целью прибытия на производство Подрядчика для демонстрации реально выпускаемых и подготавливаемых деталей и оборудования, согласно настоящему контракту с целью подтверждения реального выполнения работ и принятия совместного решения по реализации и завершению данного контракта.
Остановочный комплекс расположен в городе Салехарде на арендованном земельном участке. Подрядчик предоставил договор аренды.
Подрядчик информировал Заказчика о возникающих трудностях и не отказывался от выполнения контракта.
На заседании комиссии были рассмотренные документы, предоставленные Подрядчиком, которые подтверждали его непрерывное исполнение контракта и принятие мер для надлежащего выполнения обязательств.
Так же комиссии отмечают что за период 2023-2024 сотрудники Подрядчика находящиеся в штате Подрядчика были призваны на СВО.
О последовательности выполнения работ и о возможностях Подрядчик - уведомлял Заказчика, в связи с тем, что регулярно теряет сотрудников, уходящих на воинскую службу и СВО.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ТД "РУСМУЛЬТИМЕДИА" представленную МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 163/23Б от 22.08.2023 на приобретение и установку теплого остановочного комплекса с открытым модулем, цена контракта 6 200 000,00 рублей, (извещение N 0190300002123000368), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 мая 2024 г. N 089/10/104-357/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024