Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Ражева С.В. - члена комиссии, старшего специалиста 1 разряда, - Войновой М.К. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Абрамовой Т.А. - представителя ООО "Альфа-Мед" по доверенности (доверенность N16 от 01.12.2023), - Бондарь О.А. - представителя ООО "Альфа-Мед" по доверенности (доверенность N21 от 17.05.2024), - Комаровой А.И. - представителя ООО "Альфа-Мед" по доверенности (доверенность N20 от 2024-10720 2 17.05.2024), - Денисовой В.Е. - член комиссии по осуществлению закупок, - Чехановой О.В. - член комиссии по осуществлению закупок, рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мед" (далее также - ООО "Альфа-Мед", общество, заявитель) о нарушении государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее также - ГБУЗ НО "НОКПД", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении аукционной комиссией заказчика требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ НО "НОКПД")", номер извещения 0332200021124000086 (далее также - электронный аукцион). В жалобе ООО "Альфа-Мед" указаны следующие обстоятельства. 08.05.2024 ГБУЗ НО "НОКПД" опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0332200021124000086 на поставку дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ НО "НОКПД".
ООО "Альфа-мед" считает положения документации электронного аукциона N 0332200021124000086 несоответствующими законодательству о контрактной системе по следующим основаниям:
1) Заказчик при указании дополнительных характеристик в описании объекта закупки в графе "Обоснование использования дополнительных характеристик" указал ссылки на СанПин 3.3686 - 21 без конкретизации пунктов, которых, как указывает заявитель более 4300 и 40 приложений, а также фразы "Для достижения требуемого уровня эффективности...", "Для достижения требуемого уровня эффективности с учетом практики применения...", что обоснованием не является, так как не объясняют выбор той или иной характеристики.
2) Заявитель полагает, что заказчик в описание объекта закупки не обосновал требуемые характеристики товара, которые в свою очередь являются завышенными. Так необоснованно завышены требования в п.5,7,8 к режимам, а именно в режим M.Terrae требуется в следующих случаях: режим дезинфекции поверхностей в отношении M.Terrae, режим дезинфекции санитарно- технического оборудования в отношении M.Terrae, режим дезинфекции лабораторной посуды в отношении М.Terrae, режим дезинфекции посуды с остатками пищи в отношении М.Terrae, режим дезинфекции предметов ухода за больными в отношении М.Terrae, режим дезинфекции игрушек в отношении М.Terrae.
3) Заявителем указано, что заказчик является организацией, ведущей противотуберкулезную деятельность, при этом в закупке заказчик требует состав АДВ ферменты 2024-10720 3 ПАВ и ЧАС, которые не обладают противотуберкулезной активностью и не могут быть использованы в туберкулезных медицинских организациях.
Таким образом, в описании закупки необоснованно запрещены средства с содержанием веществ, спиртов, альдегидов, которые согласно Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, и обладают противотуберкулезной активностью.
4) Заявителем в своей жалобе указано, что заказчиком в закупочной документации под п. 11 приложения описания объекта закупки и в структурированной форме установлено: "Массовая доля производных гуанидинра" и "Массовая доля производных гуанидинра" при этом согласно перечню ДВ, входящих в состав средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, зарегистрированных в Российской Федерации действующего вещества гуанидинра не существует, и заказчик вводит в заблуждение потенциальных Участников. По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения не признал, считает жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 08.05.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - "Фабрикант" - размещено извещение о проведении электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 604 287,03 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, связанные непосредственно с потребностями заказчика.
На основании п. 1 и п.3 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 2024-10720 4 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в извещении о проведении электронного аукциона N 0332200021124000086 и в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0332200021124000086 в виде электронного документа с указанием функциональных, технических и качественных характеристик средств для дезинфицирующих средств. Указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечение его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
Таким образом, включение в извещение о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику. При формировании технического задания заказчик, исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить 2024-10720 5 эффективное расходование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно определять характеристики товара, которые ему нужны, поскольку именно он формирует свою потребность и вправе рассчитывать на ее удовлетворение. Установление изложенных в документации требований обусловлено спецификой закупаемого товара, его применения. Характеристики являющихся объектом закупки товаров, указанных в Описании объекта закупки, были определены Заказчиком, в том числе, исходя из специфики использования такого товара, и имеют принципиальную значимость для заказчика с учетом его основной деятельности. Потребности Заказчика в указанных характеристиках дезинфицирующих средств обусловлены необходимостью обеспечения безопасности здоровья граждан в медицинских организациях, правилами профилактики инфекционных заболеваний. Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности пациентов и персонала, а также соблюдения строго противоэпидемического режима. Законодательством Российской Федерации не установлены требования к конкретным значениям или диапазонам значений характеристик дезинфицирующих средств, обязательным для описания в извещении о закупке.
На основании вышеизложенного требования заявителя о том, что дополнительные характеристики товара, установленные заказчиком в закупочной документации являются завышенными Комиссией Нижегородского УФАС России признается необоснованным. Относительно довода заявителя об указании в жалобе "Массовая доля производных гуанидинра" и "Массовая доля производных гуанидинра" заказчиком представлены пояснения о том, что в данном случае произошла техническая опечатка. Заказчик имел в виду группу активно действующих веществ "производные гуанидина". У заявителя была возможность воспользоваться правом подать запрос на разъяснение требований аукционной документации, чего им сделано не было. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленная техническая ошибка не повлияла на результат аукциона. Комиссия Нижегородского УФАС России изучив сведения отраженные в извещении о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ НО "НОКПД" приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной. С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мед" о нарушении государственным бюджетным учреждением 2024-10720 6 здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ НО "НОКПД".", номер извещения 0332200021124000086, необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: М.К. Войнова С.В. Ражев Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-10720
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 мая 2024 г. N 052/06/105-1152/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024