Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Ражева С.В. - члена комиссии, старшего специалиста 1 разряда, - Родионовой Ю.С. - члена комиссии, заместителя начальника отдела, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Лесниковой М.В. - представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" по доверенности (доверенность N10 от 21.11.2023), - Грозновой Е.Н. - представителя ГБУДО "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" по доверенности (доверенность N2 от 23.05.2024), - Блинова Я.Г. - представителя ГБУДО "Центр развития творчества детей и юношества 2024-11298 2 Нижегородской области" по доверенности (доверенность N1 от 23.05.2024), Рассмотрев 27.05.2024-28.05.2024 посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее также - ООО "Меркурий", общество, заявитель) о нарушении Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" (далее также - ГБУДО "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Агропромышленная БАС", номер извещения 0832200006624000490 (далее также - электронный аукцион). По мнению заявителя, положения извещения о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 13.05.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - АО "ЕЭТП" - размещено извещение об электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 400 000,00 рублей. Заявитель сообщает, что заказчик нарушает конкуренцию путем установления в извещении определенных характеристик требуемого товара. В частности, заявитель поясняет, что:
1) заказчику необходимо к поставке агропромышленная БАС с нестандартными терминологиями: "Дальность действия линий связи - больше или равно 30 км". При этом агропромышленных БАС с такими характеристиками, по мнению заявителя, может быть: "дальность действия линий связи с землей, дальность действия линий связи, дальность действия линий связи с полезной нагрузкой".
2) в документации электронного аукциона заказчиком не установлены требования к 2024-11298 3 характеристикам товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 N 1510 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем".
3) заказчиком в техническом задании установлен идентификатор 151263045, который, по мнению заявителя, указывает на конкретную марку модели агропромышленной БАС. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В 2024-11298 4 описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным 2024-11298 5 показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В рассматриваемом случае имеет место реальная состязательность участников: на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки (три и которых признаны заказчиком соответствующими закупочной документации), процент снижения составил 73,6. При таких условиях вывод об ограничении конкуренции в ходе электронного аукциона не может быть сделан. При этом следует учитывать, что требования закупочной документации применялись заказчиком в равной степени ко всем участникам.
Таким образом, тот факт, что по спорным характеристикам иными хозяйствующими субъектами предложен товар, соответствующий требованиям описания объекта закупки, опровергает довод заявителя о невозможности поставить требуемый заказчиком товар. Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Комиссия отмечает, что вышеуказанное положение Описания объекта закупки установлено в соответствии с потребностью заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Кроме того, на заседании Комиссии представителем заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения. Относительно довода заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства в извещении о проведении аукциона и в описании объекта закупки отсутствует требования к участникам закупочной процедуры в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 N 1510 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем" (далее - Постановление N1510).
Частью 12 Постановления N1510 установлен перечень субъектов экспериментального правового режима в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, установление таких требований не только не могла обеспечить равный доступ к поставке товара, но и ограничить круг потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным. Довод о том, что в техническом задании установлен идентификатор 151263045, который, по 2024-11298 6 мнению заявителя, указывает на конкретную марку модели агропромышленной БАС, Комиссия признает необоснованным, поскольку доказательств об обратном не обнаружено, заявителем не представлено, в связи с чем действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной. С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" о нарушении Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Агропромышленная БАС", номер извещения 0832200006624000490, необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: Ю.С. Родионова С.В. Ражев Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-11298
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 мая 2024 г. N 052/06/105-1190/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024