Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии -Иванова А.В.
- Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: заказчика - Государственного казенного учреждения "Курганавтодор" (далее - ГКУ "Курганавтодор", Заказчик) Чабанова А.С., действующего на основании доверенности N 17 от 20.05.2024, Глекиной М.А., действующей на основании доверенности N 11 от 10.04.2024, Общества с ограниченной ответственностью "СКАЛА" (далее - ООО "СКАЛА", Исполнитель, Общество) Тарасевича А.А., действующего на основании доверенности N 2 от 11.03.2024 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), в отсутствии представителей директора Общества с ограниченной ответственностью "СКАЛА" Вагина Павла Юрьевича, о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения ГКУ "Курганавтодор" в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, рассмотрев обращение Заказчика - Государственного казенного учреждения "Курганавтодор" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Обществе c Обществе с ограниченной ответственностью "СКАЛА", директоре ООО "СКАЛА" Вагине Павле Юрьевиче, в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной этой статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 этой статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 16.05.2024 поступило обращение ГКУ "Курганавтодор" (вх. N 2109/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО "СКАЛА", директора ООО "СКАЛА" Вагина Павла Юрьевича, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области (номер реестровой записи в реестре контрактов 2450120739523000041).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. ГКУ "Курганавтодор" направил обращение о включении информации об ООО "СКАЛА" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с ненадлежащим и несвоевременным оказанием услуг по государственному контракту N 254 от 24.07.2023 (далее - Контракт). В январе 2024 года на автоматических пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств (АПВГК), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области "Иртыш"- Песчанотаволжанское-"Шадринск-Миасское" км 3+330 (19.01.2024) и Лебяжье- Мокроусово-Щигры-граница Тюменской области км 71+566 (30.01.2024) проводились мероприятия по очередной государственной метрологической поверке, по результатам которых АПВГК были признаны полностью работоспособными, сведения о поверке были внесены в ФГИС "Аршин". В начале апреля 2024 года в рамках технического обслуживания АПВГК "Иртыш"-Песчанотаволжанское-"Шадринск-Миасское" км 3+330 и Лебяжье- Мокроусово-Щигры-граница Тюменской области км 71+566 специалистами ООО "СКАЛА" были выполнены работы по контролю метрологических характеристик системы дорожного весового и габаритного контроля (СВК) посредством контрольного транспортного средства. В заключении к Актам технического обслуживания системы дорожной весового и габаритного контроля "СВК" от 05.04.2024 и от 08.04.2024 указано: "Техническое обслуживание выполнено в полном объеме. Выявлено отслоение силоприемного модуля в связи с температурной деформацией дорожного полотна".
Также было установлено, что на данных АПВГК идет некорректное измерение межосевых расстояний транспортных средств. 27.04.2024 был осуществлен выезд на АПВГК Шадринск-Ялуторовск км 86+700 и "Иртыш"-Песчанотаволжанское-Шадринск-Миасское км 3+330 в целях осмотра деформации дорожного полотна. На АПВГК Шадринск-Ялуторовск км 86+700 были произведены замеры колейности в зоне действия измерительного участка СВК, в зоне нахождения измерительных датчиков, смонтированных в дорожном полотне зафиксированы многочисленные трещины, обочина в зоне нахождения опор размыта. Аналогичная ситуация на АПВГК "Иртыш"-Песчанотаволжанское- Шадринск-Миасское км 3+330, повреждено барьерное ограждение; продавлена обочина, имеется колея; в зоне нахождения измерительных датчиков многочисленные трещины. В адрес ГКУ "Курганавтодор" фотоотчет о выполненных работах в апреле 2024 года не направлялся, однако в актах технического обслуживания указано, что санация трещин дорожного покрытия выполнена в полном объеме. Писем о повреждении обочин и барьерного ограждения также не поступало. Выявленные недостатки указывают о ненадлежащем выполнении работ со стороны ООО "СКАЛА" на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области в рамках государственного контракта N 254 от 24.07.2023.
Несвоевременная санация трещин в зоне нахождения измерительных датчиков, привела к невозможности в настоящее время использовать по назначению АПВГК "Иртыш"-Песчанотаволжанское-Шадринск-Миасское км 3+330 и Лебяжье- Мокроусово- Щигры-граница Тюменской области км 71+566.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги надлежащего качества в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и требованиями нормативных документов. Пунктом 6.2.14 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан своевременно предоставлять объективную и достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, в том числе о сложностях, препятствующих его исполнению.
На основании пункта 11.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: нарушение Исполнителем сроков начала и окончания оказания услуг, предусмотренных Контрактом, более чем на 10 дней; нарушение Исполнителем требований по качеству оказания услуг в соответствии с требованиями нормативных документов; в случае неисполнения трех и более указаний Заказчика об устранении нарушений в течение срока действия Контракта; по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. После направления в ЕИС 03.05.2024 Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 13.05.2024 от ООО "СКАЛА" поступило возражение на Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с информацией о том, что замечания по некачественному выполнению работ по санации трещин в зоне нахождения дорожных датчиков были устранены (с приложением фотоотчета), однако, при выезде специалистов ГКУ "Курганавтодор" было выявлено, что замечания не устранены. 13.05.2024 в адрес Общества было направлено письмо (исх. N 06/1320) "О ненадлежащем выполнении работ" посредством электронной почты на эл. адрес: skala.45@mail.ru с решением о действительности Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "СКАЛА", директоре ООО "СКАЛА" Вагине П.Ю. Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 29.05.2023 в ЕИС размещено извещение N 0843500000223003122 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области. Заказчиком является Государственное казенное учреждение "Курганавтодор".
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе была подана единственная заявка ООО "СКАЛА". 24.07.2023 между ГКУ "Курганавтодор" и ООО "СКАЛА" заключен государственный контракт N 254 на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области. Как следует из обращения ГКУ "Курганавтодор", в ходе исполнения Контракта Заказчиком было установлено нарушение условий Контракта со стороны Исполнителя.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Заказчик воспользовавшись своим правом, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктом 11.2 Контракта 24.07.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 02/1250 от 03.04.2024.
В силу положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 этой части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 этой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 03.05.2024 сформировано, подписано и размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта автоматически с использованием ЕИС направлено ООО "СКАЛА" 03.05.2024 в 16:33 (МСК).
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение ГКУ "Курганавтодор" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 14.05.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссией Курганского УФАС России нарушения порядка размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также порядка направления в контрольный орган в сфере закупок обращения о включении сведений об ООО "СКАЛА", директоре ООО "СКАЛА" Вагине П.Ю., не установлены. Проанализировав все представленные документы и сведения, устные пояснения представителей сторон, а также сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
На основании результатов определения поставщика путем проведения электронного аукциона между ГКУ "Курганавтодор" и ООО "СКАЛА" 24.07.2023 заключен Контракт на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области. Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения Контракта N 254 от 24.07.2023, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства: оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области (далее - услуги) в соответствии с требованиями Контракта и Технического задания (Приложение 1 Контракту). Цена по Контракту установлена в рублях Российской Федерации и в текущих ценах составляет: 17 748 000,00 рублей, НДС не облагается (пункт 2.1 Контракта). В пункте 3.1 Контракта прописано, что срок оказания услуг по Контракту: начало оказания услуг - с 01 августа 2023 года; окончание оказания услуг - по 31 июля 2024 года. Место оказания услуг: автомобильные дороги регионального и межрегионального значения Курганской области: Шадринск - Ялуторовск км 86+700; Лебяжье - Мокроусово - Щигры - граница Тюменской области км 71+566; Автомобильная дорога "Иртыш" -Песчанотаволжанское - "Шадринск - Миасское" км 3+330 (пункт 3.2 Контракта). Раздел 5 Контракта содержит права и обязанности Заказчика. Для реализации Контракта Заказчик и его уполномоченные представители имеют право: запрашивать у Исполнителя информацию и документы, связанные с оказанием услуг по Контракту (пункт 5.1.2 Контракта). Пункт 5.1.3 Контракта предусматривает, что Заказчик и его уполномоченные представители имеют право выдавать указания Исполнителю о запрещении применения методов оказания услуг, материалов, не обеспечивающих необходимый уровень качества оказания услуг. Указания выдаются Заказчиком или уполномоченными им лицами в письменном виде на имя Исполнителя с указанием даты подписания, срока исполнения и фиксируются в соответвующем журнале учета.
В силу пункта 5.1.4 Контракта Заказчик вправе отказать Исполнителю в приеме услуг к оплате, если:
1) объем не подтверждается учетной документацией;
2) качество не подтверждается исполнительной документацией и не соответствует требованиям нормативных документов;
3) цена не соответствует условиям Контракта.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта Заказчик обязан давать Исполнителю разъяснения по любому вопросу, связанному с оказанием услуг по Контракту. Разъяснения должны быть даны в течение пяти рабочих дней с даты получения письменного обращения Исполнителя. Заказчик обязан осуществлять контроль выполнения Исполнителем условий Контракта, включая организацию и качество оказываемых услуг, применяемых материалов (пункт 5.2.2 Контракта).
На основании пункта 5.2.3 Контракта представитель Заказчика обязан ежемесячно проверять и своей подписью подтверждать записи в учетной документации, осуществлять ежемесячную приемку оказанных услуг в установленном Заказчиком порядке, с оформлением двухстороннего акта. Заказчик производит оплату оказанных Исполнителем услуг в порядке, предусмотренном в разделе 8 Контракта (пункт 5.2.4 Контракта). В разделе 6 Контракт прописаны права и обязанности Исполнителя.
В силу пункта 6.1.3 Контракта Исполнитель имеет право требовать от Заказчика оплаты принятого без замечаний результата оказания услуг. Исполнитель обязан оказывать услуги в строгом соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и требованиями, обеспечивающими эксплуатационное состояние АПВГК (пункт 6.2.3 Контракта).
На основании пункта 6.2.9 Контракта Исполнитель обязан немедленно письменно известить Заказчика о выявленных и независящих от Исполнителя рисках, препятствующих надлежащему оказанию услуг по Контракту. Пункт 6.2.14 Контракта гласит, что Исполнитель обязан своевременно предоставлять объективную и достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, в том числе о сложностях, препятствующих его исполнению. Пункт 6.2.20 Контракта: Исполнитель обязан незамедлительно информировать Заказчика:
1) обо всех случаях повреждения объекта содержания в результате явлений природного и техногенного характера, противоправных действий третьих лиц;
2) о принятых мерах по устранению повреждений на объекте содержания.
В соответствии с пунктом 7.2 Контракта ежемесячно Исполнитель сдает оказанные услуги для промежуточной приемки, а Заказчик принимает объемы оказанных услуг по акту о приемке. Расчет между Заказчиком и Исполнителем производятся за фактически оказанные Исполнителем и принятые Заказчиком объемы услуг в российских рублях путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя (пункт 7.3 Контракта).
На основании пункта 7.4 Контракта оказанные услуги в большем объеме и с превышением цены Контракта, а также услуги, не предусмотренные Контрактом, Заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
В соответствии с пунктом 8.7 Контракта, для проверки оказанных Исполнителем услуг, предусмотренных Контрактом, Заказчик проводит экспертизу в части их соответствия условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае создания в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и ЕИС;
б) после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в ЕИС. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, Заказчик прикрепляет подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов (пункт 8.9 Контракта). В разделе 11 Контракта сторонами предусмотрена возможность и порядок расторжения Контракта. Заказчик вправе провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (пункт 11.7 Контракта).
В соответствии с пунктом 12.8 Контракта, если в ходе оказания услуг по содержанию объектов АПВГК выявится неизбежность снижения их эксплуатационного состояния по природно-климатическим или иным условиям, Исполнитель не приостанавливая оказания услуг, в пятидневный срок должен поставить в известность Заказчика. В этом случае Заказчик и Исполнитель обязаны совместно рассмотреть вопрос о дальнейших действиях.
В соответствии с пунктом 12.15 Контракта, все указанные в Контракте приложения (Техническое задание, Перечень нормативно-технических документов, График оплаты оказанных услуг) являются его неотъемлемой частью. Контрольный орган в сфере закупок в соответствии с положениями действующего законодательства рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.
Решение контрольного органа должно содержать оценку доводов лица, в отношении которого поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. Контрольным органом должна даваться оценка действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) как в период, предшествующий дате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и после этой даты, поскольку оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для оценки действий такого лица с позиции их добросовестности, даже несмотря на то, что в установленный срок контракт победителем не был исполнен или был исполнен частично. Комиссией Курганского УФАС России проанализированы сведения, содержащиеся в реестровой записи N 2450120739523000041, из опубликованных данных следует, что из цены Контракта 17 748 000,00 рублей, Заказчиком приняты и оплачены услуги на сумму 11 832 000,00 рублей.
Согласно сведениям из реестровой записи по рассматриваемому Контракту штрафные санкции к Обществу со стороны Заказчика не применялись, услуги оплачены в полном объеме с августа 2023 года по март 2024 года включительно. В решении Заказчика прописано следующее основание для расторжения Контракта от 24.07.2023 в одностороннем порядке: "Согласно пп. 6.3.1.3 и 6.3.1.4.
Технического задания (приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) в случае обнаружения силами Исполнителя какой-либо неисправности оборудования, Исполнитель принимает меры по устранению неисправности, а также оперативно направляет уведомление об обнаруженной неисправности Заказчику не позднее 3 (трех) часов с момента обнаружения неисправности, а после выявления неисправности Исполнитель проводит анализ неисправности в течение 1 (одного) рабочего дня, локализует неисправность и приступает к аварийно- восстановительным мероприятиям. Несвоевременная санация трещин в зоне нахождения измерительных датчиков привела к невозможности в настоящее время использовать по назначению АПВГК "Иртыш"-Песчанотаволжанское-"Шадринск- Миасское" км 3+330, Шадринск-Ялуторовск км 86+700 и Лебяжье-Мокроусово- Щигры-граница Тюменской области км 71+566.".
Вместе с тем, Комиссией проанализированы документы и информация, представленная в материалы дела сторонами, из чего следует, что с октября 2023 года АПВГК, установленный на участке Шадринск-Ялуторовск км 86+700 выведен из строя, не проходил государственную метрологическую поверку, следовательно, действия ООО "СКАЛА" в апреле 2024 не могли привести к невозможности его использования как указывает Заказчик в своем решении от 03.05.2024.
Кроме того, в ходе рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссией Курганского УФАС России неоднократно ставился перед представителями Заказчика вопрос о том, каким именно образом было установлено, что в настоящее время АПВГК невозможно использовать по назначению ввиду ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Общества, проводилась ли Заказчиком экспертиза, как это предусмотрено пунктами 8.7, 8.10, 11.7 Контракта. Как следует из пояснений представителей ГКУ "Курганавтодор", в апреле 2024 года Исполнитель в рамках исполнения Контракта N 254 от 24.07.2023 должен был осуществить контроль метрологических характеристик СВК посредством контрольного транспортного средства, результаты данных мероприятий отражены в актах технического обслуживания от 05.04.2024 (АПВГК "Иртыш"- Песчанотаволжанское-"Шадринск-Миасское" км 3+330) и от 08.04.2024 (АПВГК Лебяжье-Мокроусово-Щигры-граница Тюменской области км 71+566), которые были представлены на рассмотрение Заказчику. В ходе изучения данных актов было установлено, что параметры, указанные в разделе 5 Актов, превышают допустимые метрологические и технические характеристики указанные в паспорте системы дорожной весового и габаритного контроля. Заказчиком была проведена консультация с техническими специалистами АО "Весоизмерительная компания "ТЕНЗО-М", в результате которой Заказчик пришел к выводу, что АПВГК нельзя эксплуатировать с данными параметрами, так как идет некорректное измерение межосевых расстояний проезжающих транспортных средств, а также что данная проблема возникла в результате образовавшихся трещин между дорожным покрытием и датчиками. Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела не представлено объективных доказательств того факта, что погрешности в измерениях АПВГК вызвана образовавшимися трещинами и несвоевременной санацией этих трещин со стороны Исполнителя. Ввиду того, что как следует из пояснений Общества, фотоматериалов, а также не отрицается представителями Заказчика санации трещин ООО "СКАЛА" проводилась. Относительно своевременности и качества этой санации Комиссия считает необходимым отметить, что поскольку Заказчиком не проведена экспертиза ни собственными силами, ни с привлечением специалистов, утверждения Заказчика, изложенные в решении от 03.05.2024, не подтверждаются материалами дела. В части наличия иных неурегулированных споров между сторонами, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что разрешение гражданско- правовых споров в соответствии с положениями действующего законодательства не относится к компетенции Комиссии контрольного органа в сфере закупок. Принимая решение об отказе во включении сведений об ООО "СКАЛА", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Курганского УФАС России исходила из того обстоятельства, что Заказчиком не доказана причинно-следственная связь между невозможностью использования АПВГК и действиями (бездействием) Исполнителя по Контракту N 254.
Образование трещин в дорожном покрытии могло произойти в связи с климатическими условиями Курганской области, ввиду несвоевременной или некачественной очистки проезжей части, иными не зависящими от Исполнителя причинами. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России доказательств обратного со стороны ГКУ "Курганавтодор" в материалы дела не представлено. Вместе с тем, в материалы дела со стороны ООО "СКАЛА" представлены фотоматериалы, подтверждающие исполнение принятых по Контракту обязательств.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия Курганского УФАС России не может принять решение о включении сведений об ООО "СКАЛА", директоре ООО "СКАЛА" в Реестр недобросовестных поставщиков, поскольку материалами переписки сторон, документами и сведениями, представленными в материалы дела подтверждается принятие Исполнителем необходимых мер для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России, приходит к следующим выводам. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29- 3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика. Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения или исполнения контракта. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие исполнение принятых на себя обязательств со стороны ООО "СКАЛА".
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ООО "СКАЛА", ненадлежащим образом исполнившего Контракт, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по исполнению Контракта. По смыслу норм Закона о контрактной системе, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения и исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что лицо употребило свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного, контрольный орган, при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, на основании исследования, имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссией Курганского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "СКАЛА", не выявила. Комиссия Курганского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СКАЛА", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков. С учетом вышеуказанных конкретных обстоятельств дела, Комиссия Курганского УФАС России посчитала, что включение сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерной санкцией за допущенное им нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку действия Общества, несмотря на факт ненадлежащего исполнения условий контракта, фактически не были направлены на умышленное, злостное уклонение от исполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СКАЛА", директора ООО "СКАЛА" Вагина Павла Юрьевича в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-1736
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 22 мая 2024 г. N 045/10/104-255/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024