Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителя заявителя: ООО "Меги-Трейд" (далее - Заявитель), извещенного надлежащим образом, в присутствии представителя заказчика: Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) Бычкова М.С., в присутствии представителя уполномоченного органа: Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области (далее - Уполномоченный орган) Трошиной И.Н., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf жалобу ООО "Меги-Трейд" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку кровати с электроприводом адаптационной (Кровать больничная с электроприводом), извещение N 0154200000724000387 (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
У С Т А Н О В И Л А:
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик разработал извещение о проведении закупки (далее - Извещение) не соответствующее требованиям Закона, а именно: Заказчиком сформировано описание объекта закупки, противоречащее требованиям Закона. Представители Заказчика и Уполномоченного органа жалобу Заявителя считают необоснованной, полагают, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 07.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 987 504,62 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 20.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.05.2024;
6) на участие в Аукционе было подано 6 заявок, которые были признаны соответствующими и допущены к участию в Аукционе.
2. По доводу, изложенному в Жалобе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 (далее - Правила использования каталога, Постановление N 145), заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг. Включение в позицию каталога описания (содержащего характеристики) товара, работ, услуг осуществляется Минфином России путем размещения во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок в случае формирования такого описания в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не вколочено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использование каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Согласно Извещения объектом закупки является кровать с электроприводом адаптационная (Кровать больничная с электроприводом), КТРУ 32.50.30.110-00000052.
В свою очередь позиция КТРУ 32.50.30.110-00000052 не содержит характеристик товара, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона. Частью 1 статьи 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, примятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Частью 2 статьи 33 Закона определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могул изменяться. Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Заявитель указал, что в описании объекта закупки установлено следующее: Код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия 290200 (в соответствии с приказом МЗ РФ N 788н от 31.07.2020 г.).
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона в описании объекта закупки неправомерно установлен код вида медицинского изделия 290200.
Как было установлено Комиссией Управления и указывалось в Жалобе Заявителем были поданы запросы на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки на которые Заказчиком даны были разъяснения положений Извещения.
Согласно пояснений представителя Заказчика закупка была размещена в целях реализации заключенного во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" (далее - Приказ Минздрава N 788н) соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджетному учреждению Орловской области на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, в рамках которого возможно приобретение медицинского изделия исключительно с наименованием "Кровать с электроприводом адаптационная", которая соответствует исключительно коду 290200.
Как было указано ранее, закупка размещена в целях реализации заключенного между Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" во исполнение приказа Минздрава N 788н Соглашения от 20.02.2024 N 20-2024-070608 о предоставлении из областного бюджета бюджетному учреждению Орловской области субсидии на иные цели (далее - Соглашение).
Согласно Приложения N 1 Соглашения заказчик вправе закупить только медицинское оборудование с наименованием вида медицинского изделия "кровать с электроприводом адаптационная", которому в силу Приказа Минздрава N 788н соответствует код вида медицинского изделия 290200.
В рамках заключенного Соглашения о предоставлении субсидии, приказа N 788н, Заказчик имел возможность приобретения медицинского изделия исключительно с кодом 290200 "Кровать с электроприводом адаптационная". Нарушение условий соглашения в части приобретения медицинского изделия с кодом вида, отличным от кода вида предусмотренного соглашением, приведет к нарушению основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, а именно принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, так как бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также контрактной системы в сфере закупок, а именно принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, так как государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случая, установленных Федеральным законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Минздрав России в письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 "О порядке осуществления закупок медицинской продукции" указывает, что "...в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога. Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения". В то же время, как пояснил представитель Заказчика, медицинские изделия с НКМИ 290200 и 136210 не являются взаимозаменяемыми, это явственно следует из описания указанных кодов. Так, в частности медицинское изделие с НКМИ-136210 (Кровать больничная стандартная с электроприводом), согласно описанию - предназначена для использования в качестве кровати пациента для отдыха/сна в больничной палате/комнате, в то время как медицинское изделие с НКМИ-290200 (Кровать с электроприводом адаптационная), согласно описанию - предназначена для человека с ограниченными физическими возможностями.
Таким образом, Заказчик производит закупку именно кровати с электроприводом адаптационной (код вида 290200).
Медицинское изделие с кодом вида 136210, не соответствует коду вида медицинского изделия, необходимого Заказчику. Медицинские изделия, имеющие различные коды их вида, не признаются технически идентичными и взаимозаменяемыми. В то же время, если закупка осуществляется по адресной программе, то при подготовке описания объекта закупки необходимо исходить из того, на приобретение какого именно медицинского изделия были выделены средства, в том числе указывать наименование приобретаемого медицинского изделия и код его вида. В противном случае при направлении бюджетных средств на цели, противоречащим целям их получения, произведенные расходы могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств. Довод Заявителя об ограничении конкуренции, и отсутствие как минимум двух производителей, товары которых соответствовали бы описанию объекта закупки опровергается фактическими обстоятельствами, полученными по результатам проведения закупки. Как было установлено Комиссией Управления, согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2024 NИЭА1, на участие в закупке было подано 6 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения и допущены к участию в Аукционе. Из анализа поступивших заявок, Комиссией Управления было установлено, что участниками предлагались товары трех производителей:
- Кровать медицинская многофункциональная по ТУ 32.50.50-002-07614107-2018 электрическая с принадлежностями, вариант исполнения: Четырехсекционная, модели К- ДЗМО-Э-4-Э, с матрацем;
- Кровать медицинская функциональная электрическая МВ-95.3 с принадлежностями по ТУ 32.50.30-012-47272295-2020;
- Кровать медицинская многофункциональная электрическая HECAI с принадлежностями: Вариант исполнения: LS-EA 5003, N РЗН 2016/4508 от 23 мая 2022 года. При указанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Меги-Трейд" признать необоснованной.
2. Заказчику приостановление определения поставщика отменить. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 статьи ультатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2040
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 24 мая 2024 г. N 057/06/42-256/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024