на основании поступившего 07.05.2024 (вх. N 2781/24) из Управления Федерального казначейства по Орловской области обращения ООО "Управление капитального строительства" (далее - Заявитель), содержащую информацию о признаках нарушения комиссией Заказчика - МКУ "ОМЗ г. Орла" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "МБОУ - гимназия N39 имени Фридриха Шиллера г. Орла", извещение N 0154300014624000007 (далее - Конкурс) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктами 5, 8, 20, 27, 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), в целях осуществления контроля за исполнением требований Закона при проведении Аукциона проведена внеплановая проверка (с проведением заседания). Перечень документов и сведений, изученных в ходе проверки:
1) обращение Заявителя;
2) объяснения Заказчика;
3) объяснения Уполномоченного органа;
3) информация о закупке, размещенная на официальном сайте в сети "Интернет".
В результате проведения проверки и анализа перечисленных выше документов, сведений и информации на соответствие их требованиям действующего законодательства о закупках Комиссией УСТАНОВЛЕНО: 07.05.2024 в Орловское УФАС России из Управление Федерального казначейства по Орловской области поступило обращение ООО "Управление капитального строительства" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в действиях комиссии МКУ "ОМЗ г. Орла" при проведении Конкурса, а именно: согласно условий Конкурса участник закупки должен предоставить строительный опыт генерального подряда, а не субподряда.
Согласно пояснений представителя Заявителя у победителя Конкурса (ООО "Стройкомплект", ИНН 46321901057) данный опыт отсутствует, в связи с чем, по мнению Заявителя, комиссия Заказчика неправомерно допустила заявку ООО "Стройкомплект" к участию в Аукционе и признало победителем Конкурса.
В результате рассмотрения Обращения Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 19.01.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 225 412 018,63 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.02.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.03.2024;
6) на участие в Конкурсе было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими и допущены к участию в Конкурсе; победитель Конкурса - ООО "Стройкомплект" (предложенная цена - 222 312 018,63 рублей). Вышеуказанная закупка осуществлялась в рамках федеральной программы "Модернизация школьных систем образования" национального проекта "Образование".
2. По доводу, изложенному в Обращении: Из части 2 статьи 31 Закона следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Частью 4 статьи 31 Закона определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлением N 2571.
Согласно 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571, при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, по пункту 1 позиции 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571, соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении Закупки установлено требование в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N 0154300014624000002, комиссией по осуществлению закупок заказчика рассматривались заявки 2 участников закупки.
В результате рассмотрения указанных заявок, комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение признать заявки участников закупки с идентификационными номерами 2 и 6 соответствующими требованиям извещения об осуществлении Закупки. Между тем, Комиссией Управления установлено, что в составе заявки участника Закупки с идентификационным N 6 (ООО "Стройкомплект") содержатся следующие документы:
1) копия договора N 2/1 от 27.01.2020 заключенного между ООО "Управление капитального строительства" и ООО "Стройкомплект, на выполнение работ по реконструкции незавершенного строительством крытого теннисного корта под объект капитального строительства "Многофункциональный спортивный комплекс" на сумму 170 126 332 рубля 50 копеек; соглашения к договору от 18.11.2021;
2) копии актов о приемке выполненных работ по формам N КС-2, 3;
3) копии актов приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11 от 18.11.2021, выданные ООО "Управление капитального строительства";
4) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2021 N 57-301000-67-2021.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Следовательно, в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства (линейный объект) передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.
Таким образом, представленные победителем Закупки в составе заявки документы (договора субподряда) не свидетельствуют о наличии у него опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку выполнявший в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды работ, не может быть признан имеющим опыт по капитальному ремонту самого объекта капитального строительства (линейного объекта) в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.
Согласно акта приемки законченного строительством объекта от 18.11.2021 ООО "Стройкомплект" были выполнены работы по: сносу зданий и сооружений, демонтажным работам, монтажным работам, общестроительным работам, конструкциям строительным, архитектурно-строительным работам, системе хозяйственно-питьевого водопровода, системе противопожарного водопровода, системе горячего водоснабжения, системе бытовой канализации, системе дождевой канализации, отоплению, системе теплоснабжения воздухонагревателей, общему узлу учета тепла, системе вентиляции, электросиловому оборудованию и освещению, системе оповещения и управления эвакуацией, системе охранного телевидения, электрочасофиксации, телефонизации, радиофиксации, автоматической установке пожарной сигнализации и управлению пожарной автоматикой, автоматике АОВ, автоматике ИТП, автоматизации АВК, диспетчеризации лифтового оборудования, по приобретению и монтаж лифтового оборудования, наружным сетям электроснабжения, благоустройству, озеленению, установке малых архитектурных форм. Следовательно, согласно акта приемки законченного строительством объекта от 18.11.2021 ООО "Стройкомплект" опыта по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта не имел, гарантийных обязательств перед ОАУ ОО "Центральный стадион им. В.И. Ленина" не несет.
Таким образом, победитель Закупки не представил опыт выполнения работ по позиции 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Комиссия считает возможным применить к рассматриваемому делу позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), изложенную в письме ФАС России N МЕ/51304/1 от 19.06.2019, согласно которой наличие договора субподряда не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления N 2571.
Аналогичная позиция в отношении подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ отражена в письме Минфина России N 24-05-05/105842 от 03.12.2020.
Данные выводы также согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.09.2022 N 309-ЭС22-15395 по делу N А76-25432/2021, от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020, 22.10.2020 N 309-ЭС20-15792 по делу N А50-26381/2019.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что законодательство о контрактной системе относится к области публичного права, следовательно, в нём действует принцип, согласно которому стороны правоотношений могут совершать только те действия, которые прямо допускаются и разрешаются соответствующими нормами права. В пункте 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 указано, что соответствие участника дополнительному требованию подтверждается: "исполненным договором". Пунктом 1 статьи 410 ГК РФ определено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, договоры и договор субподряда не тождественны по своей правовой природе и обозначают различные формы правоотношений. При этом, пункт 1 позиции 10 к Постановлению N 2571 указывает на возможность подтверждения опыта именно "договоровм, следовательно, подтверждением этого опыта "договором субподряда" будет против, в том числе принципу публичных правоотношений. В связи с чем, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки победителя, соответствующей извещению об осуществлении Закупки нарушают подпункт "а" пункт 1 части 11 статьи 48 Закона и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 35 Постановления N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. В связи с вышеизложенным Комиссия Управления принимает решение предписание об устранении допущенных нарушений Закона не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам проведения закупки заключен.
На основании вышеизложенного, исходя из представленных доказательств, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Проведения внеплановой проверки завершить.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона.
3. Заказчику приостановление определения поставщика отменить.
4. В связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.
5. Передать материалы дела N 057/06/99-230/2024 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 нятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2050
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 23 мая 2024 г. N 057/06/99-302000
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024