Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Бочкова С.А., заместителя руководителя -начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителя заявителя: ИП Понамарева М.В. (далее - Заявитель), извещенного надлежащим образом, в присутствии представителя заказчика: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Орловский государственный институт культуры" (далее - ФГБОУ ВО ""Орловский государственный институт культуры", Заказчик) Буряк Е.С., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf жалобу ИП Понамарева М.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса для обработки аудиосигналов, извещение N 0354100002724000003 (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
У С Т А Н О В И Л А:
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик разработал извещение о проведении закупки (далее - Извещение) не соответствующее требованиям Закона, а именно: по мнению Заявителя, аукционная документация не содержит полных и достоверных сведений о выполнении монтажных работ и иных видов услуг, включенных в документацию, из Извещения невозможно определить в каких конкретно местах необходимо осуществить установку оборудования, с использованием каких конкретно проектных решений необходимо осуществить монтаж оборудования, места точек соединения, удаленность оборудования от точки присоединения, наличия необходимых мощностей у заказчика для подключения и установки оборудования, также по мнению Заявителя Заказчик неправомерно не устанавливает объем услуг по монтажу. Представитель Заказчика жалобу Заявителя считает необоснованной, полагает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 13.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 600 881,00 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 21.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.05.2024;
6) на участие в Аукционе было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения и допущены к участию в Аукционе, победитель Аукциона - участник закупки с идентификационным номером заявки 150 (предложенная цена - 3 438 841,31 рублей).
2. По доводу, изложенному в Жалобе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам Аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно Извещения Заказчиком закупается программно-аппаратный комплекс для обработки аудиосигналов. Как следовало из пояснений представителя Заказчика, в Приложении N 1 к Извещению (Описание объекта закупки) и Приложении N 4 к Извещению (Проект контракта) указано, что поставщик при поставке Товара осуществляет монтажные работы по прокладке линий кабеля, а также подключение к уже имеющемуся у Заказчика оборудованию. Представителем Заказчика также указывалось, что общая длина всех линий не превышает 400 метров. Данное значение указано Заказчиком из создания наилучших условий для поставщика и является максимальным, так как Заказчик не обладает необходимым опытом в данном вопросе, а поставщиком может быть предложен более оптимальный вариант прокладки кабеля, при котором потребуется меньшее количество материала. Кроме того, Комиссия отмечает, что Описание объекта закупки с указанными характеристиками в виде интервала значений (не превышает 400 м) не противоречит требованиям статьи 33 Закона. В Приложении N 1 к Извещению (Описание объекта закупки) указано, что монтажные работы не требуют высотных допусков, штрабления, покраски, восстановления и должны производиться сотрудниками с соответствующими разрешениями (при необходимости), а также в соответствии с действующими ГОСТ и СНИП. По мнению представителя Заказчика, данная формулировка прямо говорит о том, что указанные работы не являются специфическими, не требуют специализированного оборудования, разработки проектной документации и прочего, а ссылка на действующие ГОСТ и СНИП, которые являются общими для всех потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), необходима для соблюдения поставщиком техники безопасности, общепринятых правил по производству работ и прочего, выполнение которых является единым для применения не только в данной области. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что указание конкретных моделей имеющегося у него оборудования является излишним, поскольку указанные в Описании объекта закупки характеристики закупаемого оборудования, в том числе виды и количество разъемов для коммутации и подключения, позволяют в полной мере определить объем работ и являются исчерпывающей информацией. Заявитель в Жалобе ссылается на нарушение пункта 7 части 1 статьи 42 Закона.
Согласно пункта 7 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги. Указанные сведения, в части оспариваемых Заявителем монтажных работ (не являющихся самостоятельным предметом закупки) приведены в пунктах 3.4.1 и 3.4.2 Приложения N 1 к Извещению (Описание объекта закупки). Установленные Заказчиком в пункте 4.7 Приложения N 1 к Извещению (Описание объекта закупки) сроки распространяются на любого потенциального победителя Аукциона, и не противоречат требованию Закона.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 4 статьи 42 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Следовательно, в случае наличия у Заявителя вопросов, в том числе о фактическом месторасположении оборудования Заказчика, то был вправе воспользоваться правом на подачу запроса о разъяснении положений Извещения. Однако Заявитель данным правом не воспользовался.
Также Комиссия учитывает, что на участие в Аукционе было подано 2 заявки. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в Жалобе не приведено доказательств, подтверждающих его доводы. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что предложенный к поставке товар находится на рынке в свободном доступе, никаких препятствий для его закупки поставщиками не имеется.
Также Комиссия Управления отмечает, что хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам. В качестве объекта закупки обозначена поставка программно-аппаратный комплекса для обработки аудиосигналов, а не его производство, соответственно, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, установленным в Извещении, и удовлетворяющий потребностям Заказчика. В пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. При указанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Понамарева М.В. признать необоснованной.
2. Заказчику приостановление определения поставщика отменить. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 статьи 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2069
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 27 мая 2024 г. N 057/06/42-258/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024