Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "ДТД" на действия ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000824000178),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанной закупки.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель заявителя указал, что описание объекта закупки составлено с нарушением законодательства о контрактной системе указал следующее.
По позиции 6 описания объекта закупки (Воск костный) по совокупности установленных характеристик, а именно содержания вазелина, соответствует товар одного производителя B.BRAUN (Германия). На рынке присутствуют другие производители воска костного, натурального, которые не имеют данную характеристику (вазелин), в связи с чем просит удалить наличие содержания вазелина в воске костном.
По позиции 7,8 описания объекта закупки (средство гемостатическое хирургическое на основе желатина) срок рассасывания определен как 4-6 недель, что соответствует товару одного производителя Ферросан Медикал Девайсез А/С (Дания). В связи с чем, полагает о необходимости расширить срок рассасывания средства до 3-6 недель.
По позиции N9 (герметик для твердой мозговой оболочки) по совокупности установленных характеристик соответствует продукции только одного производителя Integra Lifesciences Corporation, (США) -DuraSeal. Учитывая, что товар является уникальным (производится в мире только одним производителем), а аналога нет, соответственно, в целях обеспечения конкуренции необходимо выделить закупку указанного товара в отдельный лот.
Представителя ООО "Карат" участник данной закупки, заявка которого была отклонена от участия в аукционе довод заявителя относительно позиции 6 описания объекта закупки поддержал.
Относительно позиции 9 описания объекта закупки указал, что продукция DuraSeal производителя Integra Lifesciences Corporation, (США) -DuraSeal, была приобретена обществом ранее, и имелись остатки на складе для поставки Заказчику в необходимом количестве.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что описание объекта закупки сформировано на основании потребности лечебного учреждения в указанном товаре. На участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке.
Костный воск применяется для механической остановки кровотечения в костной ткани. Механизм гемостаза основан на окклюзии внутрикостных сосудов, который достигается эффектом тампонады. Костный воск в виде пластины под воздействием тепла рук очень легко размягчается до желаемой консистенции и формы с учетом хирургических показаний и предпочтений врача-нейрохирурга для точного и равномерного покрытия, предотвращающего кровотечение в костной ткани. Данные манипуляционные свойства зависят от состава костного воска. Воск, который изготовлен из пчелиного воска и вазелина обладает наиболее ярко выраженными свойствами пластичности, податливости и мягкости. Добавление вазелина улучшает характеристики пчелиного воска и придает ему основополагающее свойство размягчения без образования комков, крошек и расслаивания при создании требуемой формы. Будучи минимально рассасывающимся, он сохраняется как инородный материал и может быть причиной ряда осложнений, таких как инфекция, гранулема инородного тела, поэтому более пластичный материал лучше накладывается на открытую кость и при затвердевании не оставляет комков. Данное свойство костного воска обеспечивает врачам-нейрохирургам во время оперативного вмешательства за более короткий промежуток времени останавливать кровотечение пациентам, что позволяет меньше затрачивать времени на проведение операции и соответствующей уменьшение кровопотери.
Рассасывающиеся материалы, определенно, играют важную роль в обеспечении гемостаза, повышении комфорта пациента в послеоперационный период. Спонгостан - представляют собой рассасывающуюся, нерастворимую в воде, пористую и гибкую желатиновую губку, вырабатываемую из желатина кожи свиней. Пористая поверхность желатина вызывает быстрое разрушение тромбоцитов с последующей активацией внутренней системы коагуляции, что приводит к контактной активации с участием тромбоцитов, и к естественной коагуляции. Эти желатиновые губки применяются как в сухом виде, так и смоченными в стерильном физиологическом растворе. Более того, все материалы быстро принимают нужный размер и форму. Они постепенно рассасываются под действием фагоцитоза, и полностью абсорбируются примерно через 4-6 недель.
Поддержание раны гемостатическим средством в течение 4-6 недель связано с особенностями материала гемостатического средства и процесса заживления тканей, необходимостью создания оптимальных условий для регенерации клеток и сосудов, срок рассасывания организмом гемостатического средства из окисленной целлюлозы в 3 недели является недостаточным.
Во избежание возможных осложнений, для обеспечения надёжного гемостаза и предотвращения воспалительных процессов, на основе общей практики и опыта, Заказчику требуется гемостатическое средство, материал которого рассасывается в диапазоне 4-6 недель.
Использование гидрогелевого клея на шов твёрдо мозговой оболочки (ТМО) на основе полиэтилен гликоля (ПЭГ), прежде всего, герметизирует ТМО и в дальнейшем действует как инертный барьер, рассасывающийся за 2-3 мес. и предупреждающий формирование перидурального фиброза в послеоперационном периоде. Быстрое затвердевание предотвращает утечку спинномозговой жидкости и защищает мозг от возможных инфекций. Это, в свою очередь, помогает снизить риск осложнений и ускорить процесс выздоровления пациента. Также, данное свойство сокращает время операции. Все это необходимо для более быстрого восстановления пациентов и снижения затрат на лечение.
Сообщил, что учреждением был направлен запрос N 261-25/24 от 22.05.2024 г. в адрес официального представителя на территории РФ медицинских изделий производимых Integra Lifesciences (США) ООО "Нейропроджект" (Россия) относительно подтверждения факта обращения заявителя за получением коммерческого предложения на поставку медицинского изделия (герметик для твердой мозговой оболочки). Согласно полученного ответа (письмо N 30-05/24), заявитель не обращался с предложением о приобретении продукции Integra Lifesciences.
Учреждение оказывает специализированную высокотехнологическую медицинскую помощь населению и на рынок производства медицинских изделий не влияет. Предметом поставки являются биохирургические материалы, обладающие кровоостанавливающим эффектом при непосредственном контакте с поврежденными тканями организма (гемостатики). Закупаемые товары функционально взаимосвязаны между собой, в связи с чем заказчик не усматривает необходимости выделения в отдельный лот по позиции 9 описания объекта закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень), являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта 17 850 946,30 рублей.
Информация об электронном аукционе 01.12.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000824000178.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 3 к извещению) к поставке требуется следующий товар:
- средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения (п.1,2,3,4,5);
- воск костный, натуральный, содержание вазелина 30% (п.6);
- средство гемостатическое хирургическое на основе желатина, срок рассасывания 4-6 недель (п.7,8);
- герметик для твердой мозговой оболочки (п.9);
- клей/герметик хирургический, животного происхождения (п.10).
Из извещения также следует, что в соответствии c ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении на участие в закупке и документации о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 23.05.2024 на участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке.
Как следует из пояснений Заказчика воск, который изготовлен из пчелиного воска и вазелина обладает наиболее ярко выраженными свойствами пластичности, податливости и мягкости. Добавление вазелина улучшает характеристики пчелиного воска и придает ему основополагающее свойство размягчения без образования комков, крошек и расслаивания при создании требуемой формы. Более пластичный материал лучше накладывается на открытую кость и при затвердевании не оставляет комков. Данное свойство костного воска обеспечивает врачам-нейрохирургам во время оперативного вмешательства за более короткий промежуток времени останавливать кровотечение пациентам, что позволяет меньше затрачивать времени на проведение операции и соответствующей уменьшение кровопотери.
Поддержание раны гемостатическим средством в течение 4-6 недель связано с особенностями материала гемостатического средства и процесса заживления тканей, необходимостью создания оптимальных условий для регенерации клеток и сосудов, срок рассасывания организмом гемостатического средства из окисленной целлюлозы в 3 недели является недостаточным.
Использование клея на шов твёрдо мозговой оболочки (ТМО) на основе полиэтилен гликоля (ПЭГ), прежде всего, герметизирует ТМО и в дальнейшем действует как инертный барьер, рассасывающийся за 2-3 мес. и предупреждающий формирование перидурального фиброза в послеоперационном периоде.
Таким образом, указание таких характеристик как наличие вазелина в костном воске, срока рассасывания 4-6 недель отвечают потребностям заказчика, необходимы с учетом специфики использования такого товара.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи, Заказчик самостоятельно формирует состав лота. При формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, исходя из специфики закупки, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В свою очередь, основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются прежде всего единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
В рассматриваемом случае приобретаемые заказчиком товары (воск костный, средство гемостатическое, герметик для твердой мозговой оболочки, клей/герметик хирургический) имеют одну область применения относятся к группе гемостатиков.
При этом, заявитель, ссылаясь на отсутствие возможности поставки товара по позиции 9 описания объекта закупки доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком в материалы дела, не предоставил.
Комиссией принято во внимание представленное заказчиком вышеуказанное письмо ООО "Нейропроджект" официального представителя на территории России товара производства Integra Lifesciences (США) из которого следует, заявитель не обращался к ООО "Нейропроджект" для приобретения товара производства Integra Lifesciences.
В этой связи, с учетом представленных в материалы дела документов и вышеприведенных норм законодательства, Комиссия полагает, что указание заказчиком в описании объекта закупки конкретных и необходимых технических характеристик к приобретаемому им товару при наличии обоснованной потребности, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
То обстоятельство, что по позиции N9 технического задания указаны характеристики товара, которые соответствуют продукции, выпускаемой компанией Integra Lifesciences (США), само по себе не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников закупки, так как он не может и не должен отвечать за развитие тех или иных отраслей производства, а также игнорировать цель проводимых им торгов, имеющей в своей основе публично-правовой интерес, в частности, осуществление своей профильной деятельности, связанной с оказанием специализированной высокотехнологической медицинской помощи населению.
Кроме того, заявитель не обосновал со ссылками на нормы закона, каким образом выделение позиции N9 описания объекта закупки в отдельный лот позволит привлечь к участию в закупке большее количество участников, учитывая, что требования заказчика в части технических, качественных и функциональных характеристик закупаемого товара останутся неизменными.
В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что необходимость выделения лотов при проведении торгов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства.
Так, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с иными установленными запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В тоже время, таких обстоятельств Комиссией не усматривается, поскольку закупаемые учреждением медицинские изделия имеют единую область применения, относятся к биохирургическим материалам, обладающими кровоостанавливающим эффектом при непосредственном контакте с поврежденными тканями организма (гемостатики).
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 23.05.2024 на участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке, что в свою очередь опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий (0367100000824000178) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя на действия ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона медицинских изделий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000824000178) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 мая 2024 г. N 072/06/44/77/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024