Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Фортуналаб" на действия ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000824000178),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанной закупки.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель заявителя указал, что описание объекта закупки по позиции N9 (герметик для твердой мозговой оболочки) по совокупности установленных характеристик соответствует продукции только одного производителя Integra Lifesciences Corporation, (США). Учитывая, что товар является уникальным (производится в мире только одним производителем), а аналога нет, соответственно, в целях обеспечения конкуренции необходимо выделить закупку указанного товара в отдельный лот.
Заявитель также отметил, что направлял запрос 5 поставщикам на получение коммерческого предложения на поставку товара производителя Integra Lifesciences Corporation, 4 поставщика не ответили, один подрядчик сообщил, что предоставить коммерческое предложение не сможет.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что описание объекта закупки сформировано на основании потребности лечебного учреждения в указанном товаре. На участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке.
В соответствии c ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении на участие в закупке и документации о закупке.
Представитель Заказчика также указал, что учреждение оказывает специализированную высокотехнологическую медицинскую помощь населению и на рынок производства медицинских изделий не влияет. Предметом поставки являются биохирургические материалы, обладающие кровоостанавливающим эффектом при непосредственном контакте с поврежденными тканями организма (гемостатики). Закупаемые товары функционально взаимосвязаны между собой, в связи с чем заказчик не усматривает необходимости выделения в отдельный лот по позиции 9 описания объекта закупки.
Сообщил, что учреждением был направлен запрос N 261-25/24 от 22.05.2024 г. в адрес официального представителя на территории РФ медицинских изделий производимых Integra Lifesciences (США) ООО "Нейропроджект" (Россия) относительно подтверждения факта обращения заявителя за получением коммерческого предложения на поставку медицинского изделия (герметик для твердой мозговой оболочки). Согласно полученного ответа (письмо N 30-05/24), заявитель не обращался с предложением о приобретении продукции Integra Lifesciences.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень), являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта 17 850 946,30 рублей.
Информация об электронном аукционе 01.12.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000824000178.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 3 к извещению) к поставке требуется следующий товар:
- средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения (п.1,2,3,4,5);
- воск костный, натуральный (п.6);
- средство гемостатическое хирургическое на основе желатина (п.7,8);
- герметик для твердой мозговой оболочки (п.9);
- клей/герметик хирургический, животного происхождения (п.10).
Из извещения также следует, что в соответствии c ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении на участие в закупке и документации о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 23.05.2024 на участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи, Заказчик самостоятельно формирует состав лота. При формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, исходя из специфики закупки, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В свою очередь, основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются прежде всего единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
В рассматриваемом случае приобретаемые заказчиком товары (воск костный, средство гемостатическое, герметик для твердой мозговой оболочки, клей/герметик хирургический) имеют одну область применения относятся к группе гемостатиков.
При этом, заявитель, ссылаясь на отсутствие возможности поставки товара по позиции 9 описания объекта закупки доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком в материалы дела, не предоставил.
В этой связи, Комиссией принято во внимание представленное заказчиком вышеуказанное письмо ООО "Нейропроджект" официального представителя на территории России товара производства Integra Lifesciences (США) из которого следует, заявитель не обращался к ООО "Нейропроджект" для приобретения товара производства Integra Lifesciences.
В этой связи, с учетом представленных в материалы дела документов и вышеприведенных норм законодательства, Комиссия полагает, что указание заказчиком в описании объекта закупки конкретных и необходимых технических характеристик к приобретаемому им товару при наличии обоснованной потребности, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
То обстоятельство, что по позиции N9 технического задания указаны характеристики товара, которые соответствуют продукции, выпускаемой компанией Integra Lifesciences (США), само по себе не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников закупки, так как он не может и не должен отвечать за развитие тех или иных отраслей производства, а также игнорировать цель проводимых им торгов, имеющей в своей основе публично-правовой интерес, в частности, осуществление своей профильной деятельности, связанной с оказанием специализированной высокотехнологической медицинской помощи населению.
Кроме того, заявитель не обосновал со ссылками на нормы закона, каким образом выделение позиции N9 описания объекта закупки в отдельный лот позволит привлечь к участию в закупке большее количество участников, учитывая, что требования заказчика в части технических, качественных и функциональных характеристик закупаемого товара останутся неизменными.
В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что необходимость выделения лотов при проведении торгов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства.
Так, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с иными установленными запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В тоже время, таких обстоятельств Комиссией не усматривается, поскольку закупаемые учреждением медицинские изделия имеют единую область применения, относятся к биохирургическим материалам, обладающими кровоостанавливающим эффектом при непосредственном контакте с поврежденными тканями организма (гемостатики).
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 23.05.2024 на участие в закупке поступило 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими Извещению о закупке, что в свою очередь опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий (0367100000824000178) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя на действия ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона медицинских изделий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000824000178) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 мая 2024 г. N 072/06/44/79/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024