Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО НЕТИПОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" (далее - ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ", заказчик): (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)"): (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Глобал Мониторинг" (далее - ООО "Глобал Мониторинг", заявитель): отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу ООО "Глобал Мониторинг" на действия (бездействие) заказчика ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению неисключительных прав (лицензии) в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (извещение N 0816500000624008268), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Глобал Мониторинг" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Глобал Мониторинг" следует:
1. Указанные в описании объекта закупки требования значительно превышают характеристики программного обеспечения, указанные в инфраструктурном листе и таким характеристикам, не соответствует ни одно программное обеспечение, содержащееся в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
2. Указанные в лоте товары (ПО) являются различными по своим функциональным характеристикам, имеют различные технологические особенности: различные сценарии использования, функции и пользовательские интерфейсы и т.д.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624008268 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 08.05.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 663 282,47 рублей.
4. На участие в закупке была подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Глобал Мониторинг" необоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части того, что указанные в описании объекта закупки требования значительно превышают характеристики программного обеспечения, указанные в инфраструктурном листе и таким характеристикам, не соответствует ни одно программное обеспечение, содержащееся в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Заявитель в своей жалобе указал на то, что указанные заказчиком в описании объекта закупки требования значительно превышают характеристики программного обеспечения, указанные в инфраструктурном листе и таким характеристикам, не соответствует ни одно программное обеспечение, содержащееся в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В рассматриваемом извещении электронного аукциона установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В этом акте предписывается ограничить приобретаемое программное обеспечение (далее ПО) тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее реестр отечественного ПО). Это значит, что приоритет при определении победителя по данному аукциону будет в пользу ПО, которое внесено в реестр отечественного ПО. Изучив программное обеспечение, подходящее для выполнения функций, описанных в методических рекомендациях федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" (инфраструктурных листов) и представленное в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее реестр отечественного ПО), с учетом характеристик, представленных на сайтах правообладателей, ссылки на которые представлены в реестре, не было найдено программных продуктов, полностью соответствующих характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
Из пояснений заказчика следует, что по итогам закупочной процедуры, нижеперечисленные позиции соответствуют указанным в описании объекта закупки требованиям. Agisoft Metashape Professional Edition - ООО "ЖИВОЙСОФТ", реестровая запись N 10523 от 17.05.2021 Agisoft Metashape Standard Edition - ООО "ЖИВОЙСОФТ", реестровая запись N 2184 от 08.11.2016 Geoscan Simulator - ООО "ЕЕОСКАН", реестровая запись N 22145 от 04.04.2024 Geoscan Trainer - ООО "ЕЕОСКАН-ИТ", реестровая запись N 22510 от 14.05.2024 Следовательно, использование Заказчиком предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 обоснования о невозможности соблюдения запрета, не является обязательным и не нарушает принципов конкуренции в закупочной процедуре. Между тем, самым главным условием для реализации закупок - товары должны попадать под действие одних и тех же нормативно-правовых актов. Таким образом, описание объекта закупки сформировано заказчиком в строгом соответствии с его потребностью и позволяет предложить к поставке товар, соответствующий таким потребностям и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На участие в закупке была подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения.
Комиссия УФАС также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующей потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод жалобы признан необоснованным.
Довод жалобы в части того, что указанные в лоте товары (ПО) являются различными по своим функциональным характеристикам, имеют различные технологические особенности: различные сценарии использования, функции и пользовательские интерфейсы и т.д. признан необоснованным на основании следующего.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС заказчиком в информации об объекте закупки указано следующее.
Из пояснений заказчика следует, что в данном случае оказание услуг по приобретению неисключительных прав (лицензии) имеют непосредственную взаимосвязь и подчинены общей цели - реализацию оснащение образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы".
На основании вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России не рассматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ООО "Глобал Мониторинг" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Глобал Мониторинг" на действия (бездействие) заказчика ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению неисключительных прав (лицензии) в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (извещение N 0816500000624008268) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 мая 2024 г. N 014/06/49-795/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024