Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Шайхуллин В.Э.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок правления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Радина З.С.;
В присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ "РЦТ"
- в присутствии представителя.
Заказчик: ГКУ УКС РБ
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0801500001124000789 (Поставка оборудования хозяйственно-бытового назначения для объекта "Реконструкция существующих зданий ГБУЗ РКЦ МЗ РБ со строительством хирургического корпуса").
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
03.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС) в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru и на сайте Электронной торговой площадки (далее АО "ЭТС") в сети "Интернет":https://etp-ets.ru/, Организатором закупки ГКУ РБ "Республиканский центр торгов" размещено извещение об осуществлении закупки N0801500001124000789 "Поставка оборудования хозяйственно-бытового назначения для объекта "Реконструкция существующих зданий ГБУЗ РКЦ М3 РБ со строительством хирургического корпуса"", Заказчик - ГКУ УКС РБ.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 603 051,00 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок участниками закупки: 15.05.2024 07:00 (MSK+00:00).
На участие в аукционе подано 4 заявки, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие идентификационные номера. Дата и время начала проведения процедуры подачи предложений о цене контракта (аукциона): 15.05.2024 09:00 (MSK+00:00). Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0801500001124000789-2-1 от 17.05.2024, комиссией Организатора признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки все заявки.
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1 , подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктами "а", "б", и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи; в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Частью 5 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (далее Требования), Организатором установлены требования о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки (далее Предложение): характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (пункт 5.2.1 Требований); наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (пункт 5.2.2 Требований).
Участники закупки были ознакомлены с указанными выше требованиями и выразили безусловное согласие на их соблюдение при подаче заявки на участие в закупке. В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Следовательно, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (часть 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ), а равно не обжаловавший положения извещения об осуществлении закупки в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
В соответствие с информацией о предмете контракта планировалась поставка в том, числе тележек для уборки помещений (позиция N3 и N7 в описание объекта закупки).
На стадии заключения контракта Заказчиком выявлено несоответствии предоставленной информации извещению об осуществлении закупки, а именно:
1. Победитель электронного аукциона ООО "РИАН", идентификационный номер заявки N4, предоставил недостоверную информацию, согласно "Предложение в отношении объекта закупки":
Участник имеет следующие расхождения по позиции N3 Тележка для уборки помещений Vileda Professional, страна происхождения - Германия:
Наименование характеристики |
Единица измерения характеристики |
Значение характеристики |
|
Заявка Поставщика |
Производитель Vileda Professional, согласно ответу на запрос от 15.05.2024 N06/06-185 |
Высота |
Сантиметр |
116 |
109,5 |
Высота крышки |
Сантиметр |
1,5 |
2,8 |
Высота миниконтейнера |
Сантиметр |
21 |
10 |
Высота колбы совка |
Сантиметр |
9 |
8 |
Внешний диаметр ручки |
Сантиметр |
23 |
22 |
Внешний диаметр трубы- |
Сантиметр |
23 |
22 |
Длина держателя по длинной части |
Сантиметр |
50 |
46 |
Длина |
Сантиметр |
113,5 |
94 |
Объем впитывания |
Кубический сантиметр ; миллилитр |
430 |
420 |
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
2. Участник электронного аукциона ООО "АРДО ПЛЮС", идентификационный номер заявки N2, предоставил недостоверную информацию, согласно "Предложение в отношении объекта закупки":
Участник имеет следующие расхождения в позиции N3 Тележка для уборки помещений, страна происхождения - Россия.
Наименование характеристики |
Единица измерения характеристики |
Значение характеристики |
|
Заявка Поставщика |
Про из в о дител ь Vileda Professional, согласно ответу на запрос от 15.05.2024 N06/06-185 |
||
Длина ручки в рабочем состоянии |
Сантиметр |
186 |
180 |
Длина |
Сантиметр |
98 |
94 |
Тем самым участник предоставил недостоверную информацию.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
3. Участник электронного аукциона ООО "СТАТУС", идентификационный номер заявки N1, не представил информацию предусмотренной пунктом 5.2.1 Требований:
Участник указал в позиции N3 Тележка для уборки помещений, страна происхождения - Россия, в позиции N7 Тележка для уборки помещений, страна происхождения - Китай: п.1.12 "Перчатки латексные - пара (2шт) - 5"
Пунктом 5.2.1 инструкции по заполнению содержалось указание о предоставлении участником закупки в составе Предложения в отношении закупки, информации о наименовании и (или) товарном знаке изготовителя. Перчатки - Средства индивидуальной защиты рук от химических факторов. Единые обязательные для применения и исполнения требования в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и
здоровья граждан, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей согласно пункту 1 ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза
Средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Средства индивидуальной защиты, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
Средства индивидуальной защиты, не маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
При этом в соответствии п.п.2 п. 4.10, ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства должны быть также нанесены на упаковку.
Порядок и условия перемещения иностранных товаров через таможенную границу Союза, в том числе члена Союза, Российской Федерации, их нахождение и использование на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, установлены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017). Сведения о товаре, подлежащие указанию в декларации на товары, согласно пункту 4 части 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, включает, в том числе, сведения о производителе товара и товарном знаке.
Согласно Порядку заполнения декларации на товары и формы декларации на товары, (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.201 0 N 257, в ред. от 27.12.2022) "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (вместе с "Порядком заполнения декларации на товары"), при заполнении граф декларации на товар в графе 31. "грузовые места и описание товаров" под номером 1 указываются, в том числе: "наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о чем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара". Таким образом, перчатки, ввозимые из иностранного государства, в том числе и Китайской Народной Республики, также же должны иметь сведения о наименовании и (или) товарном знаке изготовителя товара.
Следовательно, участник закупки был обязан указать товарный знак в соответствии Требования аукционной документации.
Внеплановой проверкой устанволено.
Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Согласно представленной информации, в действиях участников закупки усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации (статья 14.1 Закона), а также путем введения в заблуждение (статья 14.2 Закона).
При разграничении указанных составов недобросовестной конкуренции следует учитывать, что статьей 14.1 Закона о защите конкуренции охватывается распространение недостоверных (ложных, неточных или искаженных) сведений хозяйствующим субъектом в отношении конкурентов, а статьей 14.2 Закона о защите конкуренции - в отношении своей собственной деятельности и (или) своих товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассмотренной ситуации заявка содержала недостоверные сведения. Действия общества по представлению недостоверных сведений направлены на получение необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, потенциально претендовавшими на заключение договоров, что свидетельствует о нарушении обществом требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Указанный вывод не противоречит вектору правоприменительной практики, в частности Верховный суд РФ в пункте 11 своего обзора судебной практики утвержденной Президиумом ВС РФ от 16.05.2018 года придерживался идентичной позиции.
Вследствие своего недобросовестного поведения, нарушив нормы Закона о защите конкуренции, Общества, действуя осознанно, в обход действующего Законодательства, используя несуществующий договор, представило заведомо недостоверные сведения с целью осуществления участия в закупке.
Пунктом 9.2. Письма ФАС России от 24.12.2015 NИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" установлено, что статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Предоставление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года).
Таким образом, комиссия принимает решение передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях участников закупки признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, результаты закупки подлежат пересмотру.
Руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Уполномоченному учреждению, Заказчику выдать предписание.
2. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях участников закупки признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Шайхуллин В.Э.;
Радина З.С.
Врио начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 мая 2024 г. N ТО002/06/99-1014/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024