Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ГБУЗ ЛО "Всеволожская клиническая межрайонная больница":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области :
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5821-ИП/24 от 14.05.2024) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования для реабилитации для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2024 году".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 633 333,33 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно доводам жалобы, поданной в Ленинградское УФАС России, Заявитель считает, что под характеристики товара, требуемые Заказчиком, подпадает только товар единственного производителя, из чего, Заявитель делает вывод, что Заказчиком установлены требования к товару, исключающие возможность его участия в данной закупке, следовательно, по мнению Заявителя, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения норм Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
Так, из извещения следует, что объектом закупки является поставка медицинского оборудования для реабилитации для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2024 году.
Из положений описания объекта закупки следует, что Заказчиком закупается оборудование - Система стабилографии, Код позиции КТРУ: 26.60.12.129-00000041
Проанализировав документы в составе извещения, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик при описании технических характеристик для закупаемой системы стабилографии руководствуется своими потребностями, требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно:
Приведенные требования к оборудованию отражают действительную потребность Заказчика в приобретении оборудования, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за обеспечение нужд медицинского учреждения, эффективность осуществления закупок, а, главное, за результативность проведения необходимого реабилитационного лечения преимущественно для участников Специальной военной операции (СВО) и других пациентов.
Спецификой применения закупаемого оборудования является его использование в учреждениях, специализирующихся на реабилитации пациентов с отсутствующими конечностями. Таким образом, реабилитация должна быть направлена на восстановление двигательных навыков с использованием протезов или иных средств.
Относительно необходимости датчика дыхания сообщаем, что его наличие обусловлено потребностью проведения теста корреляции стабилограмм и дыхания. Цель теста - выявить наличие дыхательной составляющей в стабилограмме. В норме у человека дыхание скомпенсировано, и его влияние на стабилограмму не видно. При наличии же нарушений человек раскачивается в такт дыханию. Данная методика позволяет выявить эти отклонения.
Использование кистевого и станового датчиков обусловлено возможностью проведения реабилитационных процедур с помощью тренажеров, использующих совместный вариант БОС по стабилограмме и по силометрическому каналу, которые содержатся в программном обеспечении прибора. Для реабилитации больных с двигательными нарушениями и для развития их координации используются методики с биологической обратной связью по стабилограмме и по силометрическим каналам. Эти методики внесены в стандарты медицинской помощи в неврологии. Совместное использование нескольких каналов биоуправления проводит реабилитационные мероприятия гораздо эффективнее, чем раздельное их применение, а также улучшает синергию связи у больных, перенесших инсульт головного мозга, что способствует усилению эффекта от тренировок и улучшению качества жизни.
Таким образом, указание Заказчиком в Извещении об аукционе особых характеристик товара, которые имеют обоснование и отвечают его потребностям, необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчиком в Извещении установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов и проведения наилучшей медицинской манипуляции).
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Одним из таких принципов является качество медицинской помощи.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к характеристикам товара, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения (позиция Северо-Западного арбитражного суда по делу А56-35274/2020 (с участием УФАС по Ленинградской области).
Доводы Заявителя о том, что Заказчиком установлены требования, которые не допускают предложение к поставке другого товара не состоятельны, так как Заказчик в описании объекта закупки не устанавливал требования к товарному знаку, а описание объекта закупки подготовлено с учетом имеющихся у Заказчика потребностей, которые нельзя рассматривать как вторичные по отношению к возможностям участников закупки.
Комиссия отмечает, что, потенциальному участнику закупки необходимо поставить (не изготовить) требуемый Заказчику товар, требования к которому предусмотрены описанием объекта закупки. В связи с чем потенциальный участник закупки может приобрести необходимый товар с требуемым набором характеристик у производителей такой продукции на конкурентном рынке.
Соответственно, указание конкретных технических характеристик товара, поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчиков, не свидетельствует о нарушении заказчиками прав этих лиц, а также об ограничении заказчиками числа участников закупки. С учетом изложенного извещение составлено с учетом потребностей заказчиков и не противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, довод заявителя о невозможности участия в закупке и ограничении конкуренции не находит подтверждения.
При рассмотрении дела Комиссия Ленинградского УФАС России учитывает позицию арбитражных судов Северо-Западного Федерального округа (например, А56-17747/2022, А56-60308/2021, А56-105928/2021, А56-16464/2023, А56-12373/2022, А56-5055/2022, А21-11418/2020).
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НИКА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 мая 2024 г. N 047/06/42-1299/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024