Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ИП Федорова Валерия Геннадиевна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 16.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0345200020424000003 на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения, системы передачи извещений о пожаре от СПС на пульт связи пожарной части, системы контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, системы автоматического управления газового пожаротушения, систем регионального автоматизированного центрального оповещения, системы противопожарных клапанов (далее - запрос котировок в электронной форме).
По результатам запроса котировок в электронной форме между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 3/24-ЗК от 23.04.2024 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.05.2024, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 24.05.2024 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 30.05.2024, Участник и Заказчик обеспечили явку.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные документы и пояснения, пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 7.3. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 07.05.2024 в связи с нарушением условий Контракта и неисполнением обязанностей с 01.05.2024.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По Контракту:
- 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения, системы передачи извещений о пожаре от СПС на пульт связи пожарной части, системы контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, системы автоматического управления газового пожаротушения, систем регионального автоматизированного центрального оповещения, системы противопожарных клапанов (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в соответствии с разделом 2 Контракта.
- 1.2. Состав и объем услуг установлены Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Расчетом цены Контракта (Приложение N 2 к Контракту).
- 1.3. Срок оказания услуг: с 01.05.2024 по 31.11.2024.
- 7.1. Контракт вступает в силу с 01.05.2024 года и действует по 31.12.2024 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно Техническому заданию, среди прочего:
- 1. Оказание Услуг по техническому обслуживанию и проверке срабатывания систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения, системы передачи извещений о пожаре от СПС на пульт связи пожарной части, системы контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, системы автоматического управления газового пожаротушения, систем регионального автоматизированного центрального оповещения, системы противопожарных клапанов для обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатацию Объектов с назначением лица, ответственного за безопасную эксплуатацию из числа сотрудников Исполнителя (имеющего необходимые допуски на оказание данного вида Услуг) внутренним приказом.
- 4. Исполнитель обязан оказывать услуги персоналом, обладающим необходимой квалификацией по ремонту и техническому обслуживанию представленного оборудования, имеющим документы, подтверждающие право на оказание данного вида услуг.
- 5. Исполнитель обязан иметь в штате и проводить работы персоналом с удостоверениями по допуску электробезопасности, по обучению лицензионным видам деятельности, по охране труда и пожарной безопасности.
- 6. Исполнитель обязан перед началом оказания услуг составить акт первичного обследования на объект, разработать и согласовать с Заказчиком регламент и график технического обслуживания, а также устранить недостатки, по объекту выявленные при первичном обследовании.
- 7. Исполнитель обязан иметь в наличии техническую документацию на обслуживание объекта.
- 8. Исполнитель обязан производить обслуживание с надлежащим качеством, с обязательным применением необходимых деталей и запасных частей, специальных средств и оборудования для устранения недостатков.
- 9. В случае выхода оборудования из строя Исполнитель обязан осуществить восстановительные работы в течение 1(одних) суток с подписанием акта оказанных услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
23.04.2024 стороны заключили Контракт.
Исполнитель письмом ФС-04/784 от 24.04.2024 направил Заказчику приказ N24/04 от 24.04.2024 о назначении ответственным должностным лицом за исполнение Контракта со стороны Исполнителя Солдатенкова А.И., кроме того, направил письма об оформлении пропуска на сотрудников, запрос технической документации, паспортов на оборудование, проектной и исполнительной документации, о работе без печати.
25.04.2024 в адрес Заказчика прибыл Ухтин В.В., у которого отсутствовала доверенность, на право получения документов, а также доверенность на право подписи, не представлены сведения о нахождении Ухтина В.В. в штате Исполнителя, не представлены документы, подтверждающие его квалификацию, что было отражено в письме Заказчика исх. N 210 от 26.04.2024. Одновременно с этим, Ухтин В.В. был ознакомлен начальником отдела технического обеспечения Поповым Н.В. с оборудованием, установленным на объектах Заказчика (запись камер). В ходе осмотра оборудования каких-либо актов первичного обследования в соответствии с п. 6 Технического задания не составлялось.
25.04.2024 Участник направил Заказчику Уведомление о недопуске Ухтина В.В. на объект для ознакомления с технической документацией с просьбой предоставить техническую документацию.
26.04.2024 и 27.04.2024 Заказчик направил Исполнителю письма исх. N 210 и 211 о том, что Заказчик готов, не смотря на то, что такая обязанность не предусмотрена условиями Контракта, представить уполномоченному приказом Исполнителя лицу (имеющему надлежащим образом оформленную доверенность на право подписи от имени Исполнителя) для ознакомления проектную, исполнительскую, техническую документацию, а также предписания контролирующих органов, паспорта на оборудование и, учитывая ранее отправленные в адрес Исполнителя письмами исх. N 209 от 26.04.2024, а также учитывая, что срок начала оказания услуг по Контракту - 01.05.2024, Заказчик повторно указал Исполнителю о необходимости в срок до 17 час. 00 мин. 27.04.2024 предоставить приказ, заверенный печатью организации о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения, системы передачи извещений о пожаре от СПС на пульт связи пожарной части, системы контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, системы автоматического управления газового пожаротушения, систем регионального автоматизированного центрального оповещения, системы противопожарных клапанов Заказчика из числа сотрудников Исполнителя, а так же документы подтверждающие наличие трудовых отношений данных сотрудников с Исполнителем.
Удостоверение о повышении квалификации серия ТХП N 018743 от 13.04.2023 года по программе "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", выписка из протокола о проверке знаний по охране труда N11-РНВ2-23 от 27.03.2023 года, личная книжка Ухтина N с записью о прохождении курса "Безопасные методы и приемы работы на высоте" 27.03.2023 года в учебном центре ООО "Технопроф", протокол N24 от 26.12.2023 года о проверке знаний правил работы на электроустановках(присвоение 4 группы допуска работ по электробезопасности), удостоверение N24 о присвоении Ухтину В.В. 4 группы электробезопасности, были переданы Заказчику совместно с документами о квалификации других сотрудников письмом исх. ФС-04/795 от 27.04.2024.
Исполнительписьмом N ФС-05/808 от 03.05.2024 года направил Заказчику трудовые договора с Кузнецовым К.О., Ухтиным В.В., Расюком М.В.
03.05.2024 исх. N 217 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо о том, что 01.05.2024 года в 11 час. 30 мин. при проведении обхода объектов Учреждения с целью осуществления контроля за техническим состоянием выявлено наличие неисправности охранно-пожарной сигнализации на объекте Учреждения по адресу г. Выборг, ул. Крепостная д. 3 (офис администрации Учреждения), о чём свидетельствовала цветовая и звуковая индикация на контролерах. По данному факту 01.05.2024 в 11 часов 32 минуты на предоставленный Исполнителем в письме от 27.04.2024 исх. N ФС-04/798 (вх. N 454 от 27.04.2024) телефон круглосуточной аварийной диспетчерской службы +7 (925) 670-43-07 направлена заявка о выявленной неисправности и необходимости прибытия специалистов для устранения существующей неисправности. В соответствии с п. 12 Технического задания исполнитель обязан обеспечить прибытие специалистов на объекты Заказчика в течение 1 часа с момента получения сообщения Заказчика.
03.05.2024 исх. N 217 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо о том, что 03.05.2024 (вх. N 468в адрес Заказчика и начальника 26 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ленинградской области от общества с ограниченной ответственностью "Служба Мониторинга - Ленинградская область" поступило сообщение о том, что выявлены случаи неисправности (сбоев) в работе каналообразующего оборудования РСПИ "Стрелец-Мониторинг", а именно: факты отсутствия канала связи между прибором объектовым оконечным СПИ "Стрелец-мониторинг" и прибором пультовым оконечным "Стрелец-Мониторинг", что является нарушением ГОСТ Р 53325-12. Причиной указанного может являться некачественное и несвоевременное обслуживание систем СПС, каналообразующего оборудования, антенно-фидерных устройств, а также различного рода неисправности элементов систем, установленных на объекте защиты.
07.05.2024 в Заказчика прибыл представитель Исполнителя Ухтин В.В. для ознакомления с технической документаций, предусмотренной Контрактом.
При сверке данных, указанных в доверенности с паспортом Ухтина В.В. установлено, что подписи в доверенности N 12 и паспорте отличаются.
Учитывая нарушение сроков начала оказания услуг, иных требований Контракта, а также допущенные нарушения законодательства Российской Федерации, действуя в соответствии с требованиями ст. 450.1. Гражданского Кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и в рамках контракта N 3/24-ЗК от 23.04.2024 (п. 7.5 Контракта), предусматривающего право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях нарушения Исполнителем сроков выполнения работ, а также при несоответствии результата выполненных работ требованиям законодательства Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник" 07.05.2024 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.05.2024 исх. ФС-05/827 Участник направил требование допустить сотрудника Исполнителя на объект для оказания услуг, ознакомить его со всей необходимой документацией.
13.05.2024 Заказчик выставил требование об уплате штрафных санкций.
16.05.2024 Участник направил Заказчику письмо исх. ФС-05/832 с просьбой согласовать график технического обслуживания.
16.05.2024 Ухтин В.В. в очередной раз прибыл на объект Заказчика, однако из-за того, что предварительного уведомления о своем приезде не направлялось, а сотрудники Заказчика были на ином мероприятии, то он не смог приступить к услугам.
17.05.2024 Заказчик направил Участнику письмо исх. N 245, согласно которому Исполнителю повторно указано о том, что Техническим заданием предусмотрено, что Исполнитель перед началом оказания Услуг обязан предоставить приказы с назначением ответственных лиц (из числа персонала Исполнителя), имеющих необходимые допуски для оказания данного вида Услуг, о неявке специалистов для устранения неисправности охранно-пожарной сигнализации на объекте Учреждения по адресу г. Выборг, ул. Крепостная д. 3 (офис администрации Учреждения) по заявке Заказчика, направленной в 11 часов 32 минуты 01.05.2024, о неявке специалистов для устранения неисправности (сбоев) в работе каналообразующего оборудования РСПИ "Стрелец-Мониторинг".
В этом же письме Исполнитель уведомлен о поступлении 16.05.2024 в адрес Заказчика (вх. N 523 от 16.05.2024) из Министерства РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований N 2405/006-47/232/ПННН от 16 мая 2024 года. Согласно предостережению Заказчиком не выполняются работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
17.05.2024 Исполнитель направил претензия-уведомление исх. ФС-838, согласно которой Исполнитель считает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и требование об оплате штрафа незаконными.
В связи с тем, что Заказчиком запланированы проведение культурных массовых мероприятий на 18.05.2024 и 25.05.2024 и в целях недопущения причинения вреда объектам и посетителям Заказчика, Заказчик 17.05.2024 заключил договор N 17052024СКБ на оказание услуг по диагностике и устранению имеющихся неисправностей систем автоматической пожарной сигнализации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Заказчик пояснил Комиссии, что не создавал препятствий для исполнения обязательств, действия (бездействия) Участника нарушали обязательства по Контракту.
Участник пояснил Комиссии, что он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось, участник считает, что на возможность исполнения обязательств повлияло отсутствие у Заказчика документации, которая необходима ему как для первичного осмотра, так и для последующей работы, все необходимые подтверждения у Ухтина В.В. в адрес Заказчика направлялись.
Во время заседания 24.05.2025 члены Комиссии также задавали следующие вопросы.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Если у Участник считает препятствием для осуществления услуг отсутствие технической документации, то по Контракту и ГК РФ, исполнитель осуществляет приостановку и информирует об этом Заказчика, осуществлялась ли она, были ли письма о ней?", представитель Участника пояснил, что ИП не осуществлял приостановку.
Учитывая позицию Заказчика и Участника и наличие гражданско-правового спора, Комиссия сделала перерыв в заседании, при этом после перерыва во время заседания 30.05.2024, Участником под аудиопротокол было озвучено, что с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Предприниматель согласен, однако Участник просит обратить внимание, что готов нести ответственность в виде штрафных санкций, что подтверждается приобщенным в материалы дела Платежным поручением N113 от 29.05.2024 на сумму 20 000 рублей, однако считает, что исключительная мера в виде включения в РНП к нему несоразмерна.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку именно Предпринимателем нарушены условия Контракта.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия в данном деле отмечает, что с одной стороны, поддерживает Заказчика в правомерности его действий, но с другой стороны, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела, находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства (писал письма, трижды прибывал на объект, реагировал на претензии и досылал необходимые документы), то есть взаимодействовал с Заказчиком, позднее оплатил выставленные штрафные санкции.
С одной стороны, Комиссия в этой части, принимает доводы представителя Участника, о том, что положениями Контракта предусмотрено применение к ИП гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является, в данном случае, достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
С другой стороны, Комиссия считает возможным в тексте настоящего решения обратить внимание ИП Федоровой В.Г., что данное дело должно стать катализатором изменения подхода внутренней работы Предпринимателя, особенно если услуги оказываются в других субъектах Федерации и через своих сотрудников, которые Заказчику дают одну информацию, а Предпринимателю иную, поскольку подобный подход в дальнейшем может привести к негативным последствиям и, в том числе к санкциям в виде включения в РНП.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан, в том числе, факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных, то есть намеренных действий Участника, которые имели бы цель не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на ИП обязательств в рамках заключенного Контракта, с учетом его готовности нести финансовую ответственность, Комиссия считает возможным в рассматриваемом деле не задействовать механизм РНП к нему.
Таким образом, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Сведения об ИП Федорова Валерия Геннадиевна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 мая 2024 г. N 047/10/104-1356/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024