Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Обращение), направленное ФГБУ "Управление "Ростовмелиоводхоз" (далее - Уполномоченный орган), в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика:
Наименование закупки |
Реконструкция Донского магистрального канала (2-ая очередь II этап реконструкции), Мартыновский район, Волгодонской район, Ростовская область |
|||
Способ закупки |
Открытый конкурс в электронной форме (далее - Конкурс) |
Реестровый номер закупки (далее - Извещение) |
0358100003324000046 |
|
Дата размещения извещения |
06.05.2024 |
Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) |
1 314 979 268,80 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
22.05.2024 |
Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе |
1 |
|
Дата рассмотрения заявок |
23.05.2024 |
Количество заявок, соответствующих требованиям Конкурса |
1 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ООО "ДСВС" (ИНН: 6161035622) |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
1 273 000 000 |
Заказчик обратился за согласованием возможности заключения контракта с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется в том числе критерий оценки квалификация участников закупки.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 31 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на в том числе на следующем объекте, соответствующем объекту закупки: особо опасному, технически сложному и уникальному объекту капитального строительства.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), Уполномоченным органом установлены детализирующие показатели "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки не установлены виды работ по контрактам, предоставляемым участниками закупки в целях оценки по Детализирующим показателям Критерия.
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение требований подпункта "г" пункта 31 Положения не установлен полный перечень видов работ по договорам и контрактам, подлежащих оценке по Детализирующим показателям Критерия.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта Извещения (далее - Проект контракта) и составе Извещения не установлены возможные виды и объемы работ, подлежащих выполнению подрядчиком самостоятельно в соответствии с Постановлением N 570.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших виды, и объемы работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно в соответствии с положениями Постановления N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлены методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ Минстроя N 336/пр) утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Пунктом 3 Приказа Минстроя N 336/пр установлены требования к содержанию и форме графика оплаты выполненных работ.
Согласно Извещению предметом закупки является реконструкция Донского магистрального канала (2-ая очередь II этап реконструкции), Мартыновский район, Волгодонской район, Ростовская область.
Комиссия, изучив состав Извещения, приходит к выводу, что приложение Проекта контракта не содержит сведения, предусмотренные пунктом 3 Приказа Минстроя N 336/пр.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа,не установивших сведения, предусмотренные Приказом Минстроя N 336/пр, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлен перечень информации и документов об участнике закупки, которые должна содержать заявка на участие в конкурентом способе закупки.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе следующее требование "Участник закупки не является иностранным агентом".
Комиссией установлено, что в составе требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения отсутствует положение о том, что участник закупки не должен являться иностранным агентом.
Таким образом, в Требованиях установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в недействующей редакции Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку ООО "ДСВС" в составе заявки представлена надлежащая декларация соответствия участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 52, пунктом 25 части 1 статьи 93, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Согласовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБУ "Управление "Ростовмелиоводхоз" заключение контракта по итогам проведения Конкурса с номером извещения 0358100003324000046 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "ДСВС" (ИНН: 6161035622) на условиях, предусмотренных извещением о проведении Конкурса, и по цене, не превышающей 1 273 000 000 руб.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, АО "АГЗ РТ" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.05.2024 по делу N 24/44/93/147 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде
в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2024 г. N 24/44/93/147
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024