На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское" (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператором электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Ивановская обл., Ивановский район, с. Богородское, ул. Большая Клинцевская, д.2а, литер А9 (переоборудование в отделение судебно-психиатрической экспертизы) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0133200001722002251) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.05.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.05.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 141 040 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.07.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 01.08.2022;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика - 02.08.2022;
10) Заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта от 05.08.2022 с ООО "Уютный двор", признанного победителем Конкурса;
11) Заказчиком с ООО "ЖИЛСТРОЙЦЕНТР" заключен контракт от 16.08.2022 N 2251 (далее - Контракт), заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал заявку.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, согласно позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требования, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с абзацем 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 в случае, если предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Согласно абзацу 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
На основании части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе,и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит,что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе,или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
На заседании Комиссии установлено, что объектом Конкурса является выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Ивановская обл., Ивановский район, с. Богородское, ул. Большая Клинцевская, д.2а, литер А9 (переоборудование в отделение судебно-психиатрической экспертизы)
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что Заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта от 05.08.2022 N ПОК20_1 с ООО "Уютный двор" (далее - Протокол) в соответствии с требованием части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Реквизиты документа, являющегося основанием для отстранения участника и отказа от заключения контракта: письмо о несоответствии ООО "Уютный двор" дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 2571 от 03.08.2022 N 28/22 (далее - Заявление).
Представителем Заказчика в адрес Комиссии направлено Заявление, на основании которого Заказчиком составлен Протокол, о представлении
ООО "Уютный двор" неполного комплекта документов для целей подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным
Постановлением N 2571, что повлекло существенное искажение информации.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Уполномоченного органа направлены документы ООО "Уютный двор" из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке,по пункту 2 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, а именно:
1) Контракт от 14.06.2017 N 10-ЭА на выполнение работ по завершению реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области на сумму 308 116 250 руб.;
2) Дополнительное соглашение от 19.12.2018 N 2 к контракту;
3) Дополнительное соглашение от 08.04.2019 N 3 к контракту;
4) Акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией от 05.11.2019 N 2 в отношении гидроузла N 2, размер исполненных обязательств - 30 255 000 руб.;
5) Акт ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 05.11.2019 N 1 в отношении в отношении гидроузла N 3, размер исполненных обязательств - 178 692 443 руб.;
6) Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.10.2019 в отношении гидроузла N 2;
7) Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.10.2019 в отношении гидроузла N 3;
8) текстовой файл, содержащий номер реестровой записи контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее - Реестр), и список приложенных документов.
При этом в направленных Оператором электронной площадки документах отсутствуют акты приемки выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил,что допуск со стороны комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа осуществлен правомерно, на основании направленных Оператором электронной площадки информации и документов. На момент рассмотрения вторых частей заявок информации о представлении ООО "Уютный двор" недостоверных сведений о своем соответствии дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 2571, не поступало.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 01.08.2022 NПРОII1 заявка ООО "Уютный двор" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что отказ от заключения контракта в соответствии с требованием части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе осуществлен исключительно на основании Заявления.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с реестровой записью контракта с номером 1373001396017000014 в Реестре стоимость исполненных ООО "Уютный двор" обязательств составляет 308 116 250 руб., то есть в полном объеме.
Таким образом, по имеющимся у Комиссии документам и сведениям
ООО "Уютный двор", на дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе и подачи Заявления обладало необходимым опытом работы, связанным с предметом контракта.
Комиссия обращает внимание, что Заявление не содержит конкретной информации и перечня документов, подтверждающих предоставления недостоверной информации ООО "Уютный двор", а Заказчиком не предприняты меры по установлению данного факта.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно отказавшегося от заключения контракта с ООО "Уютный двор" нарушают положения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 9 статьи 31
Закона о контрактной системе.
1. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
2. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 28.05.2024 по делу N П-140/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2024 г. N П-140/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024