Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2024.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций", приказа Липецкого УФАС России от 30.05.2024 N272/24 Комиссией Липецкого УФАС России в составе:
председатель: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов,
члены Комиссии: Т.С. Рябкова - зам.начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
проведена внеплановая проверка в отношении муниципального казенного учреждения "Центр по бухгалтерским услугам и закупкам Лев-Толстовского муниципального района" (далее- уполномоченное учреждение), администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области при проведении электронных аукционов с реестровыми номерами: 0846600001824000003, 0846600001824000011 на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проверка начата 30.05.2024, окончена 31.05.2024.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Внеплановая проверка проведена Липецким УФАС России на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений Комиссией установлено следующее.
1. 12.02.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на обустройство площади по ул.Слонского (реестровый номер 0846600001824000003).
Финансовое обеспечение закупки осуществляется за счет бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Национального проекта "Жилье и городская среда".
Начальная (максимальная) цена контракта 9 985 542,23 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 20.02.2024 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.02.2024.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Между тем, частями 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе установлены требования к перечню документов и информации, содержащихся в предоставляемой участниками заявке на участие в закупке.
При этом, в силу ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит следующее требование к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями".
При этом, в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (приложение N2 к извещению) установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна, в числе прочего, содержать: н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, а именно: требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями;
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованию:
Соответствие участника закупки установленному требованию подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Между тем, информационным письмом Минфина России от 20.07.2022 N24-01-06/69926 "О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 851", в числе прочего, установлено следующее: "...Указом N252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Постановлением N851 на основании пункта 5 Указа N252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.
Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечивается путем:
отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;
отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ);
расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ...".
Исходя из вышеизложенного, установленное в извещении требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, с предоставлением подтверждающих документов, является не правомерным.
При установленных обстоятельствах, в действиях уполномоченного учреждения усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.02.2024 участниками электронного аукциона осуществлялась подача ценовых предложений.
В электронном аукционе приняли участие 3 участника.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2024 NИЭА1 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
04.03.2024 между заказчиком и победителем закупки- ИП Гукасян А.Р. заключен контракт, исполнение обязательств по которому не завершено.
2. 02.04.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на обустройство площади по ул.Слонского (реестровый номер 0846600001824000011).
Финансовое обеспечение закупки осуществляется за счет бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Национального проекта "Жилье и городская среда".
Начальная (максимальная) цена контракта 1 842 238,24 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 10.04.2024 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 12.04.2024.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Между тем, частями 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе установлены требования к перечню документов и информации, содержащихся в предоставляемой участниками заявке на участие в закупке.
При этом, в силу ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит следующее требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями".
При этом, в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (приложение N2 к извещению) установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна, в числе прочего, содержать: н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, а именно: требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Соответствие участника закупки установленному требованию подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Между тем, информационным письмом Минфина России от 20.07.2022 N24-01-06/69926 "О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 851", в числе прочего, установлено следующее: "...Указом N252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Постановлением N851 на основании пункта 5 Указа N252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.
Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечивается путем:
отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;
отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ);
расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ...".
Исходя из вышеизложенного, установленное в извещении требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, с предоставлением подтверждающих документов, является не правомерным.
При установленных обстоятельствах, в действиях уполномоченного учреждения усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.04.2024 участниками электронного аукциона осуществлялась подача ценовых предложений.
В электронном аукционе приняли участие 3 участника.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2024 NИЭА1 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
23.04.2024 между заказчиком и победителем закупки- ООО "ПСК РЕНОВАЦИЯ" заключен контракт, исполнение обязательств по которому не завершено.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях муниципального казенного учреждения "Центр по бухгалтерским услугам и закупкам Лев-Толстовского муниципального района", при проведении электронных аукционов с реестровыми номерами: 0846600001824000003, 0846600001824000011, установлено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. В действиях администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области, при проведении электронных аукционов с реестровыми номерами: 0846600001824000003, 0846600001824000011, не установлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенных контрактов.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31 мая 2024 г. N 048/10/99-437/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024