Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2024.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: Поткина Ирина Владимировна - руководитель управления, члены Комиссии: Рябкова Татьяна Сергеевна - зам. начальника отдела контроля закупок и торгов, Кудрявцева Дарина Евгеньевна - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Данковская центральная районная больница" (далее - заказчик), содержащее информацию об уклонении ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку аккумулятора для дизельного генератора (реестровый номер 0346300006824000036) (далее также - закупка; электронный аукцион), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта. Указанное обращение заказчик разместил в ЕИС 28.05.2024.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проведения внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований Законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка начата 29.05.2024, окончена 04.06.2024. Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки назначено на 03.06.2024. В связи с возникшей необходимостью получения от сторон дополнительных документов и сведений Комиссией объявлен перерыв до 04.06.2024.
Место проведения проверки:
г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Проверка проведена:
- в присутствии законного представителя ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" - Р. В. Архипенко (директор), - при участии посредством видеоконференцсвязи представителя государственного учреждения здравоохранения "Данковская центральная районная больница" - Е.Е. Баранецкой (по доверенности). На заседании Комиссии законный представитель ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" (далее также - общество) пояснил, что при подписании проекта контракта возникли непредвиденные обстоятельства, которые не позволили подписать контракт. Обществом была обнаружена неисправность компьютерной техники с установленным программным обеспечением, необходимым для работы, в том числе на электронной площадке. Компьютер не включался и его передали обслуживающей организации для устранения возникших неполадок. Обществом представлены документы, подтверждающие заявленный довод.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК".
Заявка признана комиссией по осуществлению закупок заказчика соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Порядок заключения контракта по итогам электронных процедур установлен ст. 51 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системы, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального Закона.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона. Проанализировав сведения из личного кабинета заказчика о процедуре заключения контракта в ЕИС, представленные заказчиком, Комиссией установлены следующие обстоятельства. 17.05.2024 заказчик разместил в ЕИС проект контракта для подписания ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК".
Регламентированный срок для подписания ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" проекта контракта - 24.05.2024. 25.05.2024 оператор электронной площадки направил уведомление об уклонении ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" от заключения контракта. В связи с изложенным, ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" не подписало проект контракта. 28.05.2024 заказчиком принят протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Следовательно, в рассматриваемом случае, поскольку ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" не подписало проект контракта в регламентированный срок, заказчик правомерно признал его уклонившимся от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
в действиях заказчика нарушения ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч.8.1. ст. 96 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем. 1.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать электронный документы, в числе которых: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Установлено, что описание объекта закупки приведено заказчиком и с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, и в виде отдельного электронного документа. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с позиций каталога товаров, работ, услуг 27.20.21.000-00000001 "Аккумулятор свинцовый для запуска поршневых двигателей". Из описания объекта закупки, сформированного посредством функционала ЕИС, следует:
-максимальная емкость аккумулятора - 210, -минимальная емкость аккумулятора -
190.
В тоже время, описание объекта закупки, являющееся приложением к извещению о проведении электронного аукциона, и размещенное заказчиком во исполнение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
-максимальная емкость аккумулятора - 190, -минимальная емкость аккумулятора -
210.
Более того, согласно ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Комиссией установлено, что требования к характеристикам товара, установленные заказчиком в описании объекта закупки, приведенном в виде отдельного электронного документа, отличаются от таких требований, размещенных в порядке п. 7 Правил использования каталога при формировании характеристик с использованием функционала ЕИС. Следовательно, заказчик, разместив в описании объекта закупки, приведенном в виде отдельного электронного документа, иные требования, чем содержатся в размещенных с использованием функционала ЕИС, допустил наличие в своем извещении противоречивой информации и допустил нарушение ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Частью 3 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В извещении о проведении рассматриваемой закупки установлено преимущество о том, что участникам закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу ч.4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Следовательно в рассматриваемом случае участник закупки вправе предоставить обеспечение исполнения контракта в виде информации о трех исполненных контрактах, с учетом всех условий ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе. Между тем, пунктами п.7.1 - 7.2 проекта контракта предусмотрено:
- обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 4 779,00 рублей (5% от цены контракта).
- исполнение Контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Исходя из изложенного, проектом контракта предусмотрено предоставление обеспечения исполнения контракта исключительно путем внесения денежных средств на счет заказчика либо предоставлением независимой гарантии. При таких обстоятельствах, в проекте контракта заказчиком не учтены положения Закона о контрактной системе об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Кроме того, частью 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В части 1 статье 37 Закона о контрактной системе установлено, в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрен выплата аванса).
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Проанализировав проект контракта, Комиссия пришла к выводу, что в нем отсутствует условие ч. 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. При этом, условия ст. 37 Закона о контрактной системе в части предоставления обеспечения исполнения контракта также не содержатся в проекте контракта. С учетом изложенного, в нарушение ч. 8.1, ч. 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком не учтены все условия об обеспечении исполнении контракта, предусмотренные положениями Закона о контрактной системе. Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. С учетом вышеизложенного, сведения в отношении ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении ООО "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИПЕЦК" (ИНН 4826128322).
2. Признать нарушение ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 8.1, ч. 6.3 ст. 96 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
3. Выдать предписание об устранении нарушения.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Члены Комиссии Т.С. Рябкова Д.Е. Кудрявцева
2024-4629
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 июня 2024 г. N РНП-48-69с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024