Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2024.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Поткина И.В., члены Комиссии: Рябкова Т.С., Кажушко С.С., рассматривается обращение администрации Добровского муниципального округа Липецкой области (далее- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.03.2024 N0846600001224000012 -1 на строительство многофункционального общественного центра с.Доброе Добровского муниципального района (реестровый номер контракта 3480500160724000030 ), заключенного с ООО "Мост Групп" (далее- подрядчик, общество) по итогам согласования с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ввиду признания электронного аукциона с реестровым номером 0846600001224000012 несостоявшимся, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контракту.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России, Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Указанное обращение заказчик разместил в единой информационной системе (далее- ЕИС) 28.05.2024.
Рассмотрение обращения заказчика и проведение проверки осуществлялось в присутствии представителей ООО "Мост Групп":
-Фролова А.С. (по доверенности), -Мандравина Г.А. (по доверенности) посредством видеоконференцсвязи. Заказчик, уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверки, своих представителей не направил. Рассмотрение настоящего обращения было назначено на 03.06.2024 в 11.00 часов. Однако, в связи с необходимостью получения от сторон дополнительной информации, рассмотрение было отложено на 11.30 часов 04.06.2024.
Как следует из представленных заказчиком документов, поскольку подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении подрядчика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представители общества, присутствующие на проведении проверки пояснили, что подрядчик не имел намерений уклоняться от исполнения заключенного с заказчиком контракта. Однако, поскольку заказчиком не была передана обществу строительная площадка и не решен ряд проблемных вопросов, на которые указывало общество, приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом, не представилось возможным. Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта считают неправомерным.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 31.03.2024 между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N0846600001224000012- 1 на строительство многофункционального общественного центра с.Доброе Добровского муниципального района (реестровый номер контракта 3480500160724000030 ) (далее - контракт).
Согласно п.2.1 контракта, Генеральный подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по объекту: "Строительство многофункционального общественного центра с. Доброе Добровского муниципального района", в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложенияN1, N2, к настоящему Контракту, являющиеся его неотъемлемой частью), далее по тексту - работы.
Согласно ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.
В соответствии с п.3.2 контракта, срок выполнения работ: 32 месяца с даты заключения Контракта в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N3 к Контракту). ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ Наименование объекта: "Строительство многофункционального общественного центра с. Доброе Добровского муниципального района УК000000001120961937" Порядковы Сроки й номер Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса переда Наименован этапа работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ чи ие этапа выполнени строит Срок выполнения я ельны и контракта и контракта 2024 2025 2026 х пере (или) и (или) матери дачи комплекса Начало Окончан комплекса алов, рабо работ и (или) работ ие работ работ и 1- 2- 3- 4- 1- 2- 3- 4- 1- 2- 3- 4- технол чей вида работ и (или) вида й й й й й й й й й й й й огичес доку (или) части работ и кв кв кв кв кв кв кв кв кв кв кв кв кого мент работ (или) части ар ар ар ар ар ар ар ар ар ар ар ар оборуд а отдельного работ та та та та та та та та та та та та ования вида работ отдельного л л л л л л л л л л л л заказч вида работ ика 1 2 3 4 5 6 1-й Вертикальн 1-й кварта 1 ая квартал л 2024 планировка 2025 г. г. Конструкц 1-й 4-й ии кварта 2 квартал железобето л 2024 2024 г. нные г. 3-й Архитектур 2-й кварта 3 ные квартал л 2024 решения 2025 г. г. Перед 2-й 4-й ача Электроосв кварта 4 квартал строи ещение л 2025 В 2025 г. тельн г. тече ых 2-й нии Система 4-й матер кварта 5 5 водоснабже квартал иалов л 2025 рабо ния 2025 г. и г. чих техно 2-й дней Система 4-й логич кварта с 6 водоотведе квартал еског л 2025 даты ния 2025 г. о г. подп обору 2-й исан 4-й дован кварта ия 7 Сети связи квартал ия не л 2025 конт 2025 г. преду г. ракт смотр 2-й а 4-й ена Тепловая кварта 8 квартал контр сеть л 2025 2025 г. актом г. 2-й Система 4-й кварта 9 газоснабже квартал л 2025 ния 2025 г. г. Наружное 3-й водоснабже 2-й кварта 10 ние и квартал л 2025 канализаци 2026 г. г. я 11 Наружное 3-й 2-й кварта электроосв квартал л 2025 ещение 2026 г. г. Отопление, вентиляция 4-й 3-й и кварта 12 квартал кондицион л 2025 2026 г. ирование г. воздуха Технологич 4-й 3-й еские кварта 13 квартал решения. л 2025 2026 г. МФЦ г. Технологич 4-й 3-й еские кварта 14 квартал решения. л 2025 2026 г. КПП N1 г. Технологич 4-й 3-й еские кварта 15 квартал решения л 2025 2026 г. КПП N2 г. 4-й Система 3-й кварта 16 видеонабл квартал л 2025 юдения 2026 г. г. 4-й 3-й кварта 17 ИТП квартал л 2025 2026 г. г. Схема планировоч 3-й ной 4-й кварта 18 организаци квартал л 2026 и 2026 г. г. земельного участка 3-й 4-й кварта 19 Озеленение квартал л 2026 2026 г. г. 3-й 4-й кварта 20 МАФ квартал л 2026 2026 г. г.
Таким образом, в рамках заключенного контракта, подрядчику надлежит в срок: 32 месяца с даты заключения контракта выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием и графиком выполнения работ.
Согласно представленным заказчиком документам и сведениям, подрядчик не приступил к выполнению работ в установленный контрактом срок. Работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком в полном объеме не выполнены.
В силу ч.2 ст.715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Как установлено, 13.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.1. контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе. А в соответствии с п.11.3. контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение вступило в законную силу и контракт расторгнут 27.05.2024.
В силу п.13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Как следует из пояснений представителей общества и представленных в материалы проверки документов, невозможность обществу приступить к работам, предусмотренным контрактом, обусловлена следующими обстоятельствами:
1. По состоянию на 13.05.2024 заказчиком официально не оформлен акт и не передана строительная площадка для производства работ. Между тем, в соответствии с п.6.2.2 контракта, з аказчик обязан в течение 5(пяти) дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать Генеральному подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа генерального подрядчика от подписания проекта акта приема- передачи осуществить одно из следующих действий: в течение дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема- передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью. А в соответствии с п.6.2.5. контракта, з аказчик обязан о б еспечить доступ персонала подрядчика на строительную площадку. Доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком, в установленный п.6.2.2 контракта срок, была передана подрядчику по акту приема-передачи строительная площадка, заказчиком в материалы проверки представлено не было. При этом, следует отметить, что общество 13.05.2024 в письме к заказчику, указав что не впервые, просило последнего предоставить возможность выйти на площадку и приступить к выполнению работ согласно проектной документации, поскольку располагает необходимыми ресурсами. Кроме того, общество гарантировало качество выполняемых работ согласно установленного графика производства работ. Однако, ответ на указанное письмо обществу от заказчика не поступил. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено. Вместо этого, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, исходя из представленных обществом в материалы проверки документов следует, что заказчиком не исполнена обязанность, установленная в п.п.6.2.2, 6.2.5 контракта, а именно: строительная площадка не была передана по акту приема- передачи подрядчику в указанный в контракте срок. 2.
Подрядчиком были выявлены ряд обстоятельств, препятствующих для выполнения земляных и монолитных работ:
-согласно рабочей документации, через непосредственную зону застройки здания проходит кабель связи, заложенный на глубине 0,8-м, что в свою очередь, требует переноса данных коммуникаций, -в границах участка заложен газопровод высокого давления. Опасная и охранная зона газопровода не позволяет производить работы в данных границах без соответствующих мероприятий со стороны держателей сети. Как пояснили присутствующие на проведении проверки представители общества, подрядчик неоднократно предлагал заказчику провести совместные совещания с ним и держателями сетей для поиска вариантов разрешения сложившихся обстоятельств и скорейшей передачи строительной площадки от заказчика с целью начала строительно- монтажных работ. Однако, со стороны заказчика содействия оказано не было. В связи с чем, данные обстоятельства, препятствующие для выполнения земляных и монолитных работ, разрешены не были. Доказательств обратного заказчиком в материалы проверки представлено не было. Вместе с тем, согласно п.6.2.1 контракта, з аказчик обязан с о дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика. Однако, как следует из представленных в материалы проверки документов, заказчик не разрешал возникшие у подрядчика претензии относительно наличия обстоятельств, препятствующих для выполнения земляных и монолитных работ, не отвечал на предложения подрядчика о проведении совместных совещаний с заказчиком и держателями сетей для поиска вариантов разрешения возникших обстоятельств и скорейшей передачи строительной площадки от заказчика. В тоже время, в силу ст.719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, представленные обществом в материалы проверки документы и пояснения свидетельствуют о том, что подрядчиком осуществлялись действия, направленные на исполнение условий контракта. Вместе с тем, представители заказчика на рассмотрение материалов не явились, пояснений на доводы подрядчика не представлено. Кроме того, Комиссия Липецкого УФАС России в ходе проведения проверки по поступившему обращению пришла к выводу о нарушении заказчиком следующих положений Закона о контрактной системе. Как установлено, рассматриваемый контракт N0846600001224000012 -1 на строительство многофункционального общественного центра с.Доброе Добровского муниципального района (реестровый номер контракта 3480500160724000030 ), заключенный 31.03.2024 между заказчиком и обществом, был заключен по итогам осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При этом, согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Закона о контрактной системе, обществу необходимо было предоставить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 31.03.2024 года. Как следует из письменных пояснений, полученных от заказчика, подрядчик перед заключением контракта предоставил копию платежного поручения от 29.03.2024 N8.
Однако, данное платежное поручение оказалось подложным, поскольку денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на счет, указанный заказчиком, не поступили. Данный факт был установлен заказчиком лишь после заключения контракта. Вместе с тем, представители общества отрицают факт направления заказчику вышеуказанного платежного поручения. При этом, обществом в материалы проверки были представлены документы, свидетельствующие о совершении им действий, направленных на получение независимой гарантии от ряда банков и на изыскание необходимой суммы денежных средств, для предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта, но уже после его заключения с заказчиком.
Таким образом, исполнение рассматриваемого муниципального контракта, заключенного между заказчиком и обществом 31.03.2024 года, по состоянию на указанную дату, обеспечено не было. Однако, в нарушение положений части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчик заключил муниципальный контракт без предоставления обществом обеспечения его исполнения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МОСТ ГРУПП" (ИНН 7751157449).
2. В действиях заказчика установлено нарушение части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, ввиду расторжения контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4740
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 июня 2024 г. N РНП-48-70-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024