Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, в присутствии представителей:
- уполномоченного учреждения - областного казенного учреждения "Управление по размещению госзаказа Липецкой области" - Л.А. Подзоровой (по доверенности), - заказчика - управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - А.Г. Ларшина (по доверенности), О.В. Поспеховой (по доверенности), С.В. Вавилова (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области (реестровый номер 0846500000624000296) (далее - электронный аукцион; закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей уполномоченного учреждения, заказчика, присутствующих на заседании, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - управление экологии и природных ресурсов Липецкой области; уполномоченное учреждение - областное казенное учреждение "Управление по размещению госзаказа Липецкой области"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. В жалобе заявителя указано, что в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не установлено дополнительное требование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика с доводом жалобы не согласны, предоставили возражения на жалобу, а также затребованные документы. Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.05.2024 в ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 227 910,00 руб. Объектом закупки является выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области. 29.05.2024 в ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 NИЭА1.
На участие в закупке не подано ни одной заявки. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением N 2571 установлены к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 установлено дополнительное требование к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию. Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В силу пункта 10 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно также содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В описании объекта закупки (приложение к извещению о проведении электронного аукциона) содержится задание на выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области, согласно которому в рассматриваемом случае подрядчику необходимо выполнить работу в соответствии с условиями контракта, настоящим заданием, проектной документацией "Расчистка ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области" (далее - Проект), графиком выполнения работ (приложение к заданию), с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Из описания объекта закупки следует, что подрядчик выполняет работы по расчистке ложа пруда в соответствии с Проектом, в том числе:
- срезка растительного грунта с поверхности площадки временного складирования грунта и отстойника - 2 660 мdecor:{Font = { Index = l3 fiSuper }}3;
- устройство дамбы обвалования площадок временного складирования - 1 220 мdecor:{Font = { Index = l3 fiSuper }}3;
- устройство дамбы обвалования отстойников - 360 мdecor:{Font = { Index = l3 fiSuper }}3;
- разработка грунта способом гидромеханизации - 20 658 мdecor:{Font = { Index = l3 fiSuper }}3;
- разравнивание растительного грунта - 2 660 мdecor:{Font = { Index = l3 fiSuper }}3;
- планировка площадок временного складирования грунта и отстойника - 5,85 га;
- возмещение ущерба рыбному хозяйству в соответствии с Проектом. Из раздела 1 "Пояснительная записка" тома 1 проектной документации N 36-21-ПЗ "Расчистка ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области", следует, что целью расчистки ложа пруда в с. Волово Воловского района Липецкой области является предотвращение деградации водного объекта, увеличение глубины и водности пруда, восстановление и поддержание экологического равновесия водоема, улучшение санитарного состояния. Данным проектом предусматриваются следующие виды работ:
- проведение подготовительных работ;
- строительство площадки для заправки машин;
- устройство временных подъездных дорог;
- расчистка пруда от илистых отложений и наносов способом гидромеханизации;
- устройство площадки временного складирования грунта;
- устройство отстойника;
- прокладка пульпопровода и разводящего трубопровода;
- рекультивация нарушенного растительного слоя на площадях производства работ.
Также в разделе 1 "Пояснительная записка" тома 1 проектной документации N 36-21- ПЗ "Расчистка ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области" указано, что в настоящее время в ложе пруда скопилось большое количество наносов, что неблагоприятно сказывается на экологической и рекреационной обстановке. Толщина наносов в ложе пруда от 0,2 м до 1,2 м. (возле плотины) и от 0,3 м до 1,5 м. (в середине пруда). Участок расчистки в технических границах занимает площадь 3,69 га. В целях предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации и снижения негативного воздействия на пруд, улучшения его санитарно- технического, экологического и рекреационного состояния требуется проведение работ по расчистке ложа пруда от наносов путем проведения дноуглубительных работ. Расчистка ложа пруда будет иметь экологический и социальный эффект, приведет к оптимизации водного режима, вскрытию родников, что увеличит приток воды в водоем и улучшит санитарно-техническое состояние его за счет ликвидации иловых отложений и загрязняющих веществ. Проведение работ по расчистке участка пруда способом гидромеханизации не окажет негативного воздействия на окружающую природную среду. Расчистка ложа пруда проводится в рамках реализации государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области N524 от 19.05.2012 г.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, пруды относятся к поверхностным водным объектам. Как следует из пояснений представителей заказчика, закупаемый вид работ является комплексом мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, включающий расчистку и дноуглубление ложа пруда, с целью защиты от подтопления. Приказом Минприроды России от 22.10.2020 N 846 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" определен перечень мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, который не предусматривает осуществление работ по благоустройству и включает в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);
2) проведение ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
В соответствии с п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391, мероприятия по охране водных объектов включают в себя:
а) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов";
б) предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения;
в) расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений;
г) аэрацию водных объектов;
д) биологическую рекультивацию водных объектов;
е) залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;
ж) оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, закупаемые работы не являются работами по благоустройству территории.
Таким образом, поскольку объектом электронного аукциона не является выполнение работ по благоустройству территории, то в извещении о проведении электронного аукциона правомерно не установлено дополнительное требование по позиции 9 раздела Постановления N2571 к участникам закупки. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного в районе ул. Советская с. Волово Воловского района Липецкой области (реестровый номер 0846500000624000296) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4655
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 июня 2024 г. N 048/06/106-450/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024