Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Администрации Краснокутского муниципального
района Саратовской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Шахриева Р.З. в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300011624000030 "Оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
23.05.2024 Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ИП Шахриева Р.З. в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300011624000030 "Оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Администрация Краснокутского
муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 773 600,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.03.2024 NИЭА1 ИП Шахриев Р.З. (далее - ИП, Исполнитель) признан победителем Аукциона.
01.04.2024 Заказчик и ИП заключили контракт N 0160300011624000030 (реестровый номер 36417069180 24 000025) на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по отлову и содержанию животных без владельцев (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в срок, установленный Контрактом.
Пунктом 1.3. Контракта установлено, что оказание услуг осуществляется с даты заключения Контракта по 15 июля 2024 года по заявкам Заказчика (выбор связи по согласованию с Исполнителем).
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта объем услуг, оказываемых Исполнителем, определяется в ходе исполнения Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) и с требованиями технического задания (Приложение N 2).
Согласно п. 1.5 Контракта место оказания услуг: услуги по содержанию животных без владельцев осуществляются по месту нахождения Исполнителя, имеющего приют для животных без владельцев. Услуги по отлову животных без владельцев и возврату на прежние места их обитания проводятся на территории Краснокутского муниципального района Саратовской области.
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что цена Контракта составляет 773 600 (семьсот семьдесят три тысячи шестьсот) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Цена единицы Услуги составляет 10 657 (десять тысяч шестьсот пятьдесят семь) рублей 00 копеек, в НДС не облагается и указанной в соответствии со Спецификацией (Приложение N1).
В соответствии с п. 2.6. Контракта Заказчик оплачивает Исполнителю фактически оказанные услуги по Контракту на основании документа о приемке оказанных услуг и выставленного счета (счета-фактуры) по каждой заявке. Расчет между сторонами производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке оказанных услуг.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 8.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и статьи 95 Закона о контрактной системе.
22.04.2024 ИП принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что до настоящего времени пункт временного содержания животных муниципального образования "Город Энгельс" не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства: не оборудован должным образом для обеспечения карантинного содержания животных, не оснащен специальным оборудованием и инвентарем для выгрузки/ погрузки животных (трапы, настилы, поводки), инвентарем для уборки карантинных помещений. Кроме того, в ПВС нет сотрудников, которые должны исполнять обязанности по выгрузке отловленных животных из транспортного средства после отлова и погрузке животных в транспортное средство для транспортировки в приют для животных.
22.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 22.04.2024 и получено заказчиком 22.04.2024.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 03.05.2024.
Как следует из пояснений Заказчика 08.04.2024 на электронную почту Заказчика от ИП поступило письмо о невозможности исполнения контракта в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий.
09.04.2024 в ответ на письмо Исполнителя, через функционал ЕИС направлен ответ о необходимости направить в адрес заказчика подтверждающий документ торгово-промышленной палаты о наступлении неблагоприятных погодных условий. Исполнитель документ не предоставил.
18.04.2024 Заказчиком, через функционал ЕИС, направлена заявка на отлов безнадзорных животных.
22.04.2024 ИП направлен односторонний отказ от исполнения контракта в связи с несоответствием пункта временного содержания животных без владельцев МО г. Саратова с требованиями действующего законодательства.
Также 22.04.2024 от ИП через ЕИС направлено письмо, что по адресам, указанным в заявке, особей не обнаружено. Причем Исполнитель предварительно не связался с представителями Заказчика, документально подтвержденной информации относительно выезжающих по Заявке Заказчика сотрудников ИП не предоставил.
24.04.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию о неисполнении условий контракта, и информацию, что решение о расторжении контракта, основанием которого является не нарушение условий контракта Заказчиком, не может расцениваться как факт, исключающий ответственность Исполнителя, и требованием связаться со специалистами заказчика, с указанием телефона и приступить к исполнению обязательств по контракту в срок двух рабочих дней с даты размещения претензии в ЕИС. Через 20 минут от ИП поступил ответ, что в ответ на претензию Заказчика по указанным адресам особей не обнаружено, с подписью о наличии фото-видео фиксации для внутреннего отчета.
03.05.2024 года Исполнителю направлена вторая заявка на отлов животных, на нее реакции какой-либо не поступило.
Как следует из пояснений представителя ИП, в Контракте отсутствует информация об адресе пункта временного содержания животных.
Как следует из Технического задания к Контракту, к пункту временного содержания животных выдвигаются следующие требования:
1.7. Бригады по отлову немедленно после отлова доставляют животных без владельцев транспортными средствами в приют.
1.8. Исполнители мероприятий по отлову животных без владельцев обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и их возврата на прежние места обитания, учет количества отловленных, транспортированных в приюты, а также возвращенных на прежние места обитания животных без владельцев.
1.9. Отловленные животные исполнителем передаются в приют по акту приема передачи, составленный в 2-х экземплярах, по одному экземпляру для исполнителя мероприятий по отлову животных и для приюта.
2.3. Обеспечение размещения животных в приюте раздельно или небольшими группами с учетом их совместимости.
2.4. Исполнитель обязан обеспечить условия содержания животных, препятствующие их побегу с территории приюта.
3.1. В течении одного рабочего дня со дня поступления животного в приют специалист в области ветеринарии проводит клинический осмотр поступивших животных с целью выявления наличия или отсутствия у них внешних признаков заболеваний, травм и повреждений. Специалистом в области ветеринарии непосредственно после клинического осмотра животного составляется письменное заключение о клиническом состоянии животного.
3.2. После проведения клинического осмотра все поступившие животные помещаются в карантинное помещение на 13 дней и находятся под постоянным наблюдением специалиста в области ветеринарии.
3.3. Не ранее, чем через двое суток после поступления в приют животные без владельцев подлежат освидетельствованию на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности, которое осуществляется специалистом в области ветеринарии.
3.4. После окончания периода карантинирования животные подлежат вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, а также иным профилактическим, диагностическим и лечебным мероприятиям в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства РФ.
Представитель ИП пояснил что пункт временного содержания животных не соответствует этим требованиям, в связи с чем оказать услуги на условиях Контракта не представляется возможным.
Также в контракте не указан адрес места расположения пункта временного содержания животных, в связи с чем из содержания Извещения, в частности проекта контракта не следует, по какому адресу необходимо оказывать услугу.
Комиссия Саратовского УФАС России пришла к выводу, что данные действия Заказчика противоречат п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям Исполнителя, Порядок отлова, содержания и иного обращения с животными без владельцев на территории Саратовской области регулируется Законом Саратовской области от 2 октября 2023 года N 116-ЗСО (далее - Закона N 116-ЗСО), а также Положением о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области N 83-П от 13.02.2020 (далее - Положение).
Согласно ст. 1 Закона N 116-ЗСО пункт временного содержания животных специально приспособленное и оборудованное место, предназначенное для размещения животных непосредственно после процедуры отлова, не являющееся приютом для животных.
В соответствии с пунктом 15 Положения животные без владельцев распределяются исполнителями мероприятий по отлову животных без владельцев по пунктам временного содержания животных в соответствии с территориальной схемой: для Краснокутского муниципального района Саратовской области - пункт временного содержания животных Энгельсского района.
Этим же пунктом Положения предусмотрено, что передача животных без владельцев в пункт временного содержания животных осуществляется по акту приема-передачи животных без владельцев в пункт временного содержания (приложение N 5 к Положению), составленному в 3 экземплярах, по одному экземпляру для исполнителя мероприятий по отлову животных, для пункта временного содержания животных и для органа местного самоуправления.
Требования к порядку организации и деятельности пунктов временного содержания животных указаны в Положении о порядке организации деятельности пунктов временного содержания животных, сроков и норм содержания животных в них на территории Саратовской области, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области N 1082-П от 22.11.2023.
Согласно пункту 2.3. данного Положения штатная численность сотрудников Пункта определяется органом местного самоуправления, которому переданы государственные полномочия по созданию и обеспечению деятельности пунктов временного содержания животных. К каждому Пункту приказом соответствующего областного государственного учреждения ветеринарии, на территории обслуживания которого находится Пункт, прикрепляется ветеринарный врач системы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющий ветеринарные мероприятия в отношении животных, поступающих и находящихся в Пунктах.
Далее в Постановлении установлены требования к зонированию Пункта, требования к обустройству помещения (кабинета) для производства клинических осмотров и иных ветеринарных манипуляций с животными и карантинной зоны, требования к местам для содержания животных и т.д.
Исполнитель располагает помещением, в котором на некоторое короткое время может содержать отловленное животное, но безусловно, штатное расписание ему органы местного самоуправления не утверждали, областное государственное учреждение ветеринарии ветеринарного врача ему не прикрепляло, т.е. пункта временного содержания животных по смыслу Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области N 1082-П от 22.11.2023 у него нет и не может быть. О данном обстоятельстве Краснокутская районная администрация не могла не знать при подписании Контракта.
После подписания Контракта Исполнителю стало известно, что пункт временного содержания животных на территории Энгельсского района, наличие которого предусмотрено Постановлением Правительства Саратовской области и куда ему следует сдавать отловленных животных, отсутствует.
25.03.2024 на сайте ЕИС Администрация Энгельсского муниципального района разместила информацию о проведении электронного аукциона, объект закупки: обустройство пункта временного содержания животных без владельцев, расположенного на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
19.04.2024 Исполнителем в связи с вышеизложенными обстоятельствами на основании пункта 15 Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 8.4. Контракта.
При осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения информации об ИП Шахриеве Р.З. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией Краснокутского
муниципального района Саратовской области, в отношении ИП Шахриева Р.З. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 мая 2024 г. N 64-136
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024