Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Нейрософт" на действия Заказчика ГУЗ СО "Саратовская центральная городская детская поликлиника" и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824004291 "Система анализа показателей зрения/движений глаз",
УСТАНОВИЛА:
23.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Нейрософт" (далее - Заявитель) на действия ГУЗ СО "Саратовская центральная городская детская поликлиника" (далее - Заказчик) и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0860200000824004291 "Система анализа показателей зрения/движений глаз" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), кроме того Заявитель указывает, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только один производитель.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считали жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
16.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Саратовская центральная городская детская поликлиника"
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 877 580,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании
и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению, объектом закупки является система анализа показателей зрения/движений глаз.
Согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" Заказчиком были установлены следующие характеристики объекта закупки:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Электроретинографический электронный блок |
Наличие |
Комплект электродов для ретинографии |
Наличие |
Фотостимулятор |
Наличие |
Изолирующий блок питания |
Наличие |
Персональный компьютер |
Наличие |
Коммутационная головка |
Наличие |
Монитор для паттерн (Стимулирующий дисплей) |
Наличие |
Кабели питания |
Наличие |
Кабели интерфейсные |
Наличие |
Рабочее место врача |
Наличие |
Методика: |
"Регистрация Паттерн ЭРГ" |
"Регистрация Паттерн ЗВП " | |
"Мультифокальная ЭРГ" (мфЭРГ) | |
Ведение Базы данных пациентов |
Наличие |
Регистрация и измерение электроретинограмм (ЭРГ) по двум каналам биполярным методом |
Наличие |
Автоматическая настройка аппаратных и программных средств комплекса для реализации следующих клинических протоколов: |
Фотопической ЭРГ на вспышку всветлоадаптированном глазу |
Скотопической ЭРГ на вспышку в темноадаптируемом глазу | |
Максимальная ЭРГ на вспышку; Ритмическая ЭРГ | |
Осцилляторные потенциалы | |
Макулярная (локальная) хроматическая ЭРГ | |
Макулярная (локальная) хроматическая ЭРГ на красный стимул | |
Макулярная (локальная) хроматическая ЭРГ на зеленый стимул | |
Макулярная (локальная) хроматическая ЭРГ на синий стимул | |
Зрительные ЗВП. | |
Обеспечение управления режимами записи и параметрами измерительных каналов (усиление, ФВЧ, ФНЧ) |
Наличие |
Обеспечение управления режимом фотостимуляции (частота повторения, длительность, яркость стимула) |
Наличие |
Обеспечение гибкую регулировку развертки сигнала на экране |
Наличие |
Обеспечение использования цифровых программных фильтров (ФВЧ, ФНЧ, режекторный), для упрощения анализа полученного сигнала |
Наличие |
Распечатка результатов на принтере |
Наличие |
ПО для обеспечения и хранения базы данных пациентов |
Наличие |
Входное сопротивление, МОм |
|
Подавление синфазной помехи частотой 50 Гц: при включенном программнорежекторном фильтре |
|
Общий стимулятор обеспечивает стимулы белого цвета |
Наличие |
Системный блок для работы с системой |
Наличие |
ЖК монитор |
Наличие |
Диагональ монитора |
|
Клавиатура |
Наличие |
Мышь |
Наличие |
Дополнительный монитор (паттерн) |
Наличие |
Лазерный черно-белый принтер |
Наличие |
Комплект линз-присосок для локальной ЭРГ |
Наличие |
По мнению Заявителя, Заказчиком установлена такая совокупность характеристик, что только один производитель подходит под данное техническое задание - "Комплекс аппаратно-программный регистрации вызванных зрительных потенциалов "Электроретинограф" по ТУ 9441-014-42882497-2003, производства ООО НМФ "МБН" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2011/10957 от 27.07.2021).
Представители Заказчика пояснили, что Заказчик нуждается в ретинографе, регистрирующем макулярную хроматическую ЭРГ с автоматической фиксацией взора пациента, так как прибор закупается для нескольких отделений (филиалов), с большим количеством обслуживаемого населения с различными патологиями, в том числе с нистагмом, блефароспазмом, косоглазием, когда пациент не может самостоятельно зафиксировать взгляд в одной точке. Обслуживаемая группа населения - это дети которым также трудно зафиксировать взгляд надолго в одной точке, не моргая и не двигаясь.
Заявитель также указал на то, что в информации, размещенной в Росздравнадзоре, под кодом МИ 119950 "Системы анализа показателей зрения/движений глаз" зарегистрировано 9 медицинских изделий, при этом под понятие "ретинографа" подходят только электроретинограф компании МБН и "Комплекс компьютерный многофункциональный для исследования ЭМГ, ВП, ЭРГ по ТУ 26.60.12-006-13218158-2019 вариант исполнения: III. Комплекс компьютерный многофункциональный для исследования ВП, ЭРГ "Нейро-ЭРГ", производства ООО "Нейрософт". При этом только у электроретинографа компании МБН имеются линзы-присоски.
С учетом значительно большой площади контакта электрода-присоски (в сравнении с роговичными электродами типа крючок или петельки, используемыми в приборе компании Нейрософт) электрод-присоска, как правило, вызывает больший дискомфорт при позиционировании у пациента (в том числе, у детей, как у малоконтактной группы пациентов), может выпадать с места позиционирования при частом и интенсивном моргании и зажмуривании (что вероятно у детей), а также потенциально связан с более высоким риском травматизации слизистых оболочек глаза.
Представитель Заказчика пояснил, что электрод-присоска не вызывает большого дискомфорта, так как электроды накладываются на роговицу после предварительной анестезии, которая используется при проведении различных процедур и исследований на глазах. Данная анестезия представляет собой капельное введение жидкости в конъюнктивный мешок глаза, не требует сложных действий и присутствия анестезиолога. Электрод-присоска не может выпадать с глазного яблока, так как надёжно и прочно закрепляется на нем благодаря системе, создающей разрежение воздуха между роговицей и линзой-присоской, и никак не связанной с высоким риском травматизации слизистых оболочек глаза. Метод обеспечивает надежную регистрацию потенциала при электроретинографическом исследовании макулярной области для диагностики локальных поражений, сопровождающихся нарушением фиксации взора, в том числе при нистагме. Электроды, вмонтированные в линзу-присоску, позволяют регистрировать локальную макулярную ЭРГ вне зависимости от положения и движения глаз, без необходимости контроля фиксации взора, так как надёжно фиксированные на лимбе роговицы, синхронно поворачиваются с осью газа, а световой источник, закреплённый в центре присоски, освещает макулярную область и создаёт неподвижное изображение источника света в центральной области сетчатки. Таким образом, Роговичным электродом это сделать невозможно.
Заявитель указал на то, что в проведении обязательного (рутинного) ЭРГобследования отсутствует такая методика, как макулярная ЭРГ, зато предусмотрено выполнение таких методик как колбочковая ЭРГ, палочковая ЭРГ, максимальная ЭРГ, осцилляторные потенциалы, ритмическая ЭРГ. Все эти методики выполняются с помощью роговичных электродов (описанных выше) и ганифельо-стимулятора".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что макулярная электроретинография как метод регистрации биопотенциалов сетчатки является наиболее объективным методом оценки функционального состояния нейросенсорной сетчатки. Макулярная ЭРГ не является обязательным рутинным ЭРГ обследованием, а необходима пациентам с патологиями для определения места патологического процесса в макулярной области, оценки степени его развития и при определенном наборе симптомов, определения, является ли этот процесс врожденной патологией или возник уже в процессе жизни человека (приобретенное заболевание). Для выполнения остальных методик используются роговичные электроды: в ретинографе компании МБН используются волосковые электроды, а в ретинографе компании Нейрософт карандашные.
Как следует из пояснений представителя Заявителя, в Стандарте ISCEV Standard for full-feld clinical electroretinography (2022 update), на который ссылается Заказчик, в качестве регистрирующих электродов рекомендуется использовать электроды, контактирующие с роговицей, различной конфигурации либо накожные электроды (менее предпочтительный вариант). В данном перечне в принципе отсутствует описание такого типа электродов как электроды- присоски.
Поставляемые ООО "Нейрософт" роговичные электроды типа крючок или петелька согласуются с требованиями стандарта. В случае обследования малоконтактных пациентов (в том числе таких, как дети) возможно использование накожных электродов, однако, в таком случае, каждой лаборатории стандарт рекомендует набирать свою собственную нормативную базу, так как амплитуда зарегистрированных ответов может быть значительно ниже той, что получена на электродах роговичного типа.
По мнению представителей Заказчика, крючок не может контактировать с роговицей глаза, так как он контактирует только с глазным яблоком, а точнее со склерой глазного яблока, так как роговица покрывает только зрачок глаза, а не все глазное яблоко. При этом линза-присоска является именно электродом, контактирующим с роговицей, в соответствии с международными стандартами, так как линза одевается непосредственно на роговицу глаза.
Представители Заказчика также указали на то, электроды-присоски лучше тем, что ближе к сетчатке, соответственно лучше получается ответ, выше амплитудой. Нормативы выше, а значит качество исследования, точность тоже выше, что очень важно при проведении диагностики и дальнейшего наблюдения в динамике пациентов с патологиями.
Таким образом, объект закупки сформирован исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Нейрософт" на действия Заказчика ГУЗ СО "Саратовская центральная городская детская поликлиника" и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824004291 "Система анализа показателей зрения/движений глаз" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 мая 2024 г. N 064/06/33-736/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024