Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Комиссии; рассмотрев информацию ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" о включении ООО "Омнилаб" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0860200000824002909 "Поставка товара "Химические реактивы для гематологического анализатора Mindray BC-5380" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
29.05.2024 ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Омнилаб" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0860200000824002909 "Поставка товара "Химические реактивы для гематологического анализатора Mindray BC-5380" (далее - Запрос котировок).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком Запроса котировок является ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 456 158,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2023 N ИЗК1 ООО "Омнилаб" (далее - Общество, Поставщик) признано победителем Запроса котировок.
17.04.2024 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт N 144 (Реестровый номер контракта 36451118221 24 000084) на поставку товара "Химические реактивы для гематологического анализатора Mindray BC-5380 (далее - Контракт)
Согласно п.1.1. Контракта предметом Контракта является поставка товара "Химические реактивы для гематологического анализатора Mindray BC-5380" (далее - Товар) для нужд государственного учреждения здравоохранения "САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 6".
В соответствии с п. 1.2 Контракта Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 1.3. Контракта предусмотрено, что место поставки Товара: г. Саратов, ул. Авиастроителей, зд. 3.
Согласно п. 1.4. Контракта срок поставки Товара: поэтапно, в соответствии со сроком поставки товара по каждому отдельному этапу исполнения Контракта.
Сроки отдельных этапов:
Срок поставки Товара по 1 этапу: с даты заключения контракта по 31.05.2024 г. Срок поставки Товара по 2 этапу: с 01.06.2024 г. по 30.06.2024 г.; Срок поставки Товара по 3 этапу: с 01.07.2024 г. по 31.07.2024 г.
Поставка Товара по каждому отдельному этапу осуществляется в соответствии с заявкой Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки. Заказчик направляет Заявку Поставщику посредством почтовой, факсимильной либо электронной связи с учетом срока поставки по каждому отдельному этапу. Поставка товара производится с 9.00 часов до 16.00 часов в рабочие дни Заказчика (с понедельника по пятницу), кроме выходных и праздничных дней. Заявка направляется с учетом срока поставки Товара по каждому отдельному этапу.
Поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика с разгрузкой с транспортного средства и с соблюдением условий хранения Товара, предусмотренных Инструкцией по применению.
В соответствии с п. 2.3 Контракта цена Контракта составляет 395 000,00 (Триста девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Цена 1-го отдельного этапа составляет 139 935,11 (Сто тридцать девять тысяч девятьсот тридцать пять) рублей 11 копеек, НДС не облагается.
Цена 2-го отдельного этапа составляет 136 851,63 (Сто тридцать шесть тысяч восемьсот пятьдесят один) рубль 63 копейки, НДС не облагается.
Цена 3-го отдельного этапа составляет 118 213,26 (Сто восемнадцать тысяч двести тринадцать) рублей 26 копеек, НДС не облагается.
16.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
Согласно п. 8.7 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
16.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 16.05.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 28.05.2024.
Как следует из решения об одностороннем отказе 19.04.2024 в адрес Поставщика была отправлена заявка на поставку товара по первому этапу Контракта.
В соответствии с п. 1.4 Контракта товар должен быть поставлен в течении пяти рабочих дней с момента получения заявки.
По состоянию на 27.04.2024 года товар по Контракту не поставлен.
27.04.2024 Заказчиком в адрес Общества была направлены претензия о необходимости поставить товар не позднее 02.05.2024.
В указанный в претензии срок товар поставлен не был.
В связи с вышеизложенным, на основании подпункта 2 части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 8.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Как следует из письменных пояснений Общества при исполнении Контракта возникли независящие от Поставщика обстоятельства, повлекшие невозможность его исполнения в установленный срок по нижеописанным причинам.
ООО "ОМНИЛАБ" не смог поставить товар по следующей причине: 25 апреля 2024 г. ООО "УНИЛАБ", который является производителем товара, являющегося предметом контракта, в информационном письме сообщил, что в связи с санкциями и связанными с этими задержками в поставках сырья, необходимого для производства гематологических реагентов, приостанавливается отгрузка продукции. Вторичные санкции наложены в отношении банков, в данном случае связаны с прохождением платежей в КНР.
Обществом была проведена работа, чтобы организовать доставку товара из-за границы в данный период, велась постоянная переписка с ООО "УНИЛАБ". Письмом от 25.04.2024 ООО "УНИЛАБ" уведомило Общество о следующем: "ООО "УНИЛАБ" временно не отгружает продукцию, в связи с санкциями и задержками в поставках некоторого вида сырья, необходимого для производства гематологических реагентов. Данные обстоятельства являются форс-мажором. ООО "УНИЛАБ" приложит все необходимые усилия для решения данного вопроса".
При заключении контракта Поставщик рассчитывал получить товар в ООО "УНИЛАБ", предварительно подав заявку на поставку товара.
Общество поясняет, что данные обстоятельства являются форс-мажором или обстоятельствами непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), так как влекут невозможность исполнения обязательств, независимых от должника, его деяний и воли.
Исходя из вышеизложенного, комиссия Саратовского УФАС не усматривает в действиях ООО "Омнилаб" намерения уклониться от исполнения контракта, так как Общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Омнилаб" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Омнилаб" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" в отношении ООО "Омнилаб" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 4 июня 2024 г. N 64-143
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024