Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
---------;
в присутствии представителей:
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1" - -------, действующей на основании Распоряжения Администрации городского округа Саранск от 26.08.2020 года N541-рк;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------, действующей на основании доверенности б/н от 20.05.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
в отсутствие Индивидуального предпринимателя --------, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-299/2024;
рассмотрев 29 мая 2024 года жалобу Индивидуального предпринимателя --------- (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1" (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0809500000324001527 на закупку звукового оборудования (далее - Запрос котировок) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23.05.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N2748/24 от 24.05.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 27.05.2024 года NЕЛ/2063/24 рассмотрение жалобы назначено на 29.05.2024 года в 16 часов 30 минут.
27.05.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000260).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000324001527 о проведении Запроса котировок размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 17.05.2024 08:28 (МСК) (Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 20.05.2024 NИИ1 в ред. N2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 800 015,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.05.2024 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.05.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 NИЗК1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного запроса котировок срока подачи заявок 09:00 24.05.2024 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном запросе котировок под идентификационным номером 152, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N2822-ЭП/24 от 29.05.2024 года).
Уполномоченным учреждением также представлены письменные пояснения по жалобе (вх. N2818-ЭП/24 от 28.05.2024 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. Согласно доводу жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к закупаемому товару (позиция - акустическая система (идентификатор: 151164783)) таким образом, что их совокупности не соответствует ни один товар, поскольку при описании указанного товара установлена характеристика "Максимальная воспроизводимая частота" со значением " 50 Килогерц".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что из приведенных выше норм Закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не сокращают количество потенциальных участников закупок. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из извещения о проведении Запроса котировок следует, что объектом закупки является поставка звукового оборудования.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что для описания указанной в жалобе спорной позиции применена позиция КТРУ с кодом 26.40.31.190-00000011 - "Акустическая система", которая содержит описание товара, предусмотренное в пункте 4 Правил использования КТРУ. Так, согласно описанию по данной позиции КТРУ предусмотрена такая характеристика как "Максимальная воспроизводимая частота" со следующими значениями характеристики: " 15 Килогерц", "
20 Килогерц", "
25 Килогерц", "
30 Килогерц", "
40 Килогерц", "
50 Килогерц". Данная характеристика имеет вид - изменяемая заказчиком (выбор одного).
В связи с изложенным, при формировании извещения и описании объекта закупки по позиции "акустическая система" (идентификатор: 151164783) Заказчиком была установлена определяющая для него характеристика - "Максимальная воспроизводимая частота" со значением " 50 Килогерц", которое предусмотрено выбранной позицией КТРУ.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок и описании объекта закупки по позиции "акустическая система" (идентификатор: 151164783) спорная характеристика со значением " 50 Килогерц" установлена в соответствии с потребностью Заказчика и полностью соответствует выбранной позиции КТРУ с кодом 26.40.31.190-00000011 - "Акустическая система".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 NИЗК1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного запроса котировок срока подачи заявок 09:00 24.05.2024 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном запросе котировок под идентификационным номером 152, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
При этом по итогам изучения заявки Комиссия отмечает, что заявка под идентификационным номером 152 соответствует требованиям извещения о проведении Запроса котировок и предложенный в ее составе товар полностью соответствует характеристикам, установленным в описании объекта закупки (товарный знак не указан).
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, Заявителем, помимо субъективной оценки действий Заказчика, ни на заседании Комиссии, ни в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе и препятствующих заполнению заявки. Стоит отметить, что Заявитель заявку на участие в закупке не подавал, а также не направлял запросы на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок неправомерно не установлен объем выполняемых работ, оказываемых услуг по монтажу звукового оборудования.
В силу пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с пунктами пункта 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, проект контракта.
Как отмечалось ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (часть 4 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из пункта 1.1 проекта контракта, размещенного в составе Извещения, Поставщик обязуется поставить звуковое оборудование (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 13 (далее - место доставки), в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта. Поставщик не менее чем за один день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки (пункт 3.1 Контракта).
В силу пункта 4.1.1. проекта контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Между тем пунктом 4.1.4. проекта контракта установлено, что Поставщик обязан осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией. Кроме того, пункт 5.4 содержит следующие требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара: Поставщик обязан осуществить монтаж и наладку Товара.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу (вх.N2822-ЭП/24 от 29.05.2024 года), и пояснил, что описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о проведении Запроса котировок, не содержит требований о монтаже и наладке оборудования, следовательно, производить какие-либо работы по данному контракту не требуется, необходимо лишь доставить Товар в место его поставки. Кроме того, как следует из объяснений Заказчика, пункт 4.1.4. проекта контракт ошибочно указан в связи с применением типовых условий контракта.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание объяснения Заказчика, положения извещения и размещенных в его составе документов, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы в части неправомерного неустановления в извещении о проведении Запроса котировок объема выполняемых работ, оказываемых услуг по монтажу оборудования является необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как отмечалось ранее, в соответствии с пунктами пункта 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, проект контракта.
Как следует из пункта 1.1 проекта контракта, размещенного в составе Извещения, Поставщик обязуется поставить звуковое оборудование (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. В силу пункта 4.1.1. проекта контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Между тем пунктом 4.1.4. проекта контракта установлено, что Поставщик обязан осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией. Кроме того, пункт 5.4 содержит следующие требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара: Поставщик обязан осуществить монтаж и наладку Товара.
Как указывалось ранее, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу (вх.N2822-ЭП/24 от 29.05.2024 года), и пояснил, что описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о проведении Запроса котировок, не содержит требований о монтаже и наладке оборудования, следовательно, производить какие-либо работы по данному контракту не требуется, необходимо лишь доставить Товар в место его поставки. Кроме того, как следует из объяснений Заказчика, пункт 4.1.4. проекта контракт ошибочно указан в связи с применением типовых условий контракта.
Однако Комиссия отмечает, что пункт 4.1.4 проект контракта устанавливается Заказчиком при необходимости в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления отмечает, что положения пунктов 4.1.4., 5.4 проекта контракта в части обязанности осуществления поставщиком монтажа и наладки оборудования противоречат положениям извещения о проведении Запроса котировок и описанию объекта закупки по данному вопросу.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заявитель в составе своей жалобы просил "обязать Заказчика предоставить информацию о том, какие два товара от разных производителей под каждую из позиций подходят под описания объекта закупки и обязать предоставить паспорта товаров, которые содержат информацию о характеристиках, соответствующих описанию объекта закупки". Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, поскольку перечень информации и документов, которые обязан запросить антимонопольный орган, не регламентирован, Комиссия самостоятельно принимает решение о предоставлении субъектами контроля информации и документов, необходимых для полного и всестороннего изучения дела.
С учётом изложенных выше обстоятельств оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя --------- на действия Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1" и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0809500000324001527 на закупку звукового оборудования необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 29 мая 2024 г. N 013/06/42-299/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024