Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Республике Мордовия) - _, действующей на основании доверенности N13/1800 от 25.07.2023 года (со сроком действия по 23.07.2024 года); _, действующей на основании доверенности N13/1799 от 25.07.2023 года (со сроком действия по 23.07.2024 года), участвующей в рассмотрении настоящего дела после перерыва;
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - _, действующей на основании доверенности N51 от 09.01.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года); _, действующей на основании доверенности N50 от 09.01.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года);
рассмотрев 30 мая 2024 года жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Республике Мордовия) (далее - Заявитель) на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0209100000224000065 на оказание охранных услуг (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23.05.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика (вх.N2749/24 от 24.05.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 27.05.2024 года NЕЛ/2056/24 рассмотрение жалобы назначено на 29.05.2024 года в 16 часов 00 минут.
27.05.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000256).
29.05.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 11 часов 30 минут 30.05.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0209100000224000065 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 16.05.2024 17:05 (МСК).
Объект закупки: оказание охранных услуг, код позиции КТРУ: 80.10.12.000-00000003 - "Услуги частной охраны".
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 622 844,28 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.05.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 28.05.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 30.05.2024.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона. Так, по мнению Заявителя, объекты Заказчика входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", поскольку Заказчик относится к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению указанной пенсии. Следовательно, Заявитель полагает, что проведение закупки на оказание охранных услуг без установления Заказчиком в извещении требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о том, что лица, осуществляющие частную охранную деятельность, не могут являться участниками Аукциона, является неправомерным.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N2821/24 от 28.05.2024 года), а также письменные дополнения от 30.05.2024 года к ранее представленным возражениям.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 указанного Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что согласно извещению об осуществлении Аукциона (в виде прикрепленного файла) Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"Участник закупки должен иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности, действующую на момент подачи заявки на участие в настоящем электронном аукционе (в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности") с указанием разрешённых видов охранных услуг:
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Данное требование не применимо к участнику закупки, охранная деятельность которых не требует получения лицензии, а разрешена действующим законодательством Российской Федерацией в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими их полномочия, в том числе Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N77-ФЗ "О ведомственной охране", Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции" и др.)_".
Присутствующие на заседании Комиссии представители Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Республике Мордовия) поддержали доводы жалобы в полном объеме, указали, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в силу возложенных на него полномочий и функций относится к иным государственным органам в рамках перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N587. В этой связи объекты Фонда, в частности ОСФР по Республике Мордовия, подлежат государственной охране. Отметили, что данная позиция подтверждается судебной практикой (Определение Верховного суда Российской Федерации по делу N303-ЭС24-5047 от 12.04.2024 года, решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.05.2024 года по делу А39-1218/2024 (в законную силу не вступило, подана апелляционная жалоба)).
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика поддержали доводы, подробно изложенные в возражениях на жалобу, указали, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы вне зависимости от осуществляемых ими функций не относятся к органам государственной власти. Законодательством указанный Фонд определен как государственный внебюджетный фонд, являющийся типом государственного учреждения. В подтверждение своей позиции о правомерности установленного требования, в соответствии с которым участниками закупки могут быть как учреждение войск национальной гвардии Российской Федерации, так и частные охранные организации, представители Заказчика сослались на письмо ФАС России NПИ/29335/23 от 17.04.2023 года, решения территориальных органов ФАС России, решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.04.2024 года по делу А39-1316/2024 (в законную силу не вступило, подана апелляционная жалоба).
Заслушав пояснения представителей Заявители, Заказчика, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
По смыслу статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
При этом указанная деятельность включает оказание исчерпывающего перечня услуг, предусмотренных статьей 3 Закона N2487-1.
В соответствии с абзацем 3 статьи 11 Закона N2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 года N57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Перечень N587).
В соответствии с пунктом 1 Перечня N587 в указанный Перечень включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.
Указанное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 года N1863-О-О).
Тем самым в целях применения пункта 1 Перечня N587 определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Фонд.
Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда перед застрахованными лицами.
Страховщик обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 13 Закона N167-ФЗ).
Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации образован 01.01.2023 года в результате реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 года N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N236-ФЗ) фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N236-ФЗ фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
Согласно норме, содержащейся в статье 2 Закона N236-ФЗ, фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Фонд может от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда, связанным с осуществлением функций по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплатой пенсий, пособий, предоставлением отдельным категориям граждан иных мер социальной защиты (поддержки), а также с выполнением иных функций и полномочий, возложенных на Фонд законодательством Российской Федерации (часть 15 статьи 2 Закона N236-ФЗ). Частью 1 статьи 10 Закона N236-ФЗ регламентировано, что бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Тем самым осуществление Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами публично-властных полномочий, направленных, в том числе на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Указанная позиция подтверждается разъяснением высшей судебной инстанции (пункт 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021). Следовательно, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (правопреемник Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия) относится к объектам, которые подлежат государственной охране.
Следовательно, помещения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия относится к объектам, которые подлежат государственной охране.
Требования к участникам закупки N0209100000224000065, изложенные в извещении о проведении Аукциона, не соответствуют вышеуказанным положениям законодательства Российской Федерации, поскольку допускают участие в нем субъектов частной формы собственности. Извещение не содержит запрета на участие в Аукционе частных охранных организаций, а устанавливает требование о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в извещении об осуществлении закупки запрет на участие в закупке частных охранных организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Мордовского УФАС России обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Республике Мордовия) на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия при проведении электронного аукциона N0209100000224000065 на оказание охранных услуг обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 мая 2024 г. N 013/06/42-296/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024