Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от заказчика - Михайлова Н.И., действующего на основании доверенности от 22.01.2024, Демуры Д.Г., действующего на основании доверенности от 25.12.2023 от общества с ограниченной ответственностью "Открытый урок" (далее - ООО "Открытый урок") - Доценко Т.Г., действующего на основании доверенности от 07.04.2024 (лицам, присутствующим на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), в отсутствие представителя заявителя жалобы (лицо о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлено надлежащим образом), заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи, 2 рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от ООО "Открытый урок" на действия государственного заказчика - Министерства образования и науки Амурской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку учебных лабораторий по нейротехнологиям для создания и функционирования детского технопарка "Кванториум" на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Свободного, объявленной извещением от 20.05.2024 N 0123200000124000037 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон). Из жалобы заявителя следует, что документы запроса котировок в электронной форме не соответствуют требованиям законодательства. Представители заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласились. Представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
20.05.2024 государственным заказчиком - Министерством образования и науки Амурской области на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123200000124000037 на поставку учебных лабораторий по нейротехнологиям для создания и функционирования детского технопарка "Кванториум" на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Свободного. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru .
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 164 395,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.05.2024, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.05.2024.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления 3 закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктами 5 и 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и 4 "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что при формировании извещения Заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства 5 Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. Комиссия Амурского УФАС России полагает необходимым отметить, что законодательством предусмотрена обязанность заказчиков использовать КТРУ при описании закупаемых товаров, работ, услуг. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе рассматриваемой закупки Заказчиком установлен код позиции КТРУ, соответствующий предмету рассматриваемой закупки и потребности Заказчика, а именно код КТРУ 26.20.40.190-00000022 - Цифровая лаборатория для школьников. Извещением заказчиком, также установлены запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе:
- установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617);
- установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н). Из доводов заявителя жалобы следует, что заказчиком в рассматриваемой закупки в нарушении норм действующего законодательства использован код ОКПД 2 - 32.99.53.130 который не соответствует КТРУ 26.20.40.190-00000022 и соответственно неверно применены ограничения, предусмотренные Постановлением N 617.
Согласно справочной информации единой информационной системы в сфере закупок данной позиции КТРУ 26.20.40.190-00000022 соответствуют следующие коды ОКПД2: 26.20.40.190: Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки; 26.51.43.119: Приборы цифровые электроизмерительные прочие; 26.51.52.130: Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов; 32.99.53.130: Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.
Таким образом, в позиции КТРУ 26.20.40.190-00000022 содержатся несколько различных кодов ОКПД2, которые могут применены заказчиком.
На основании подпункта "а" пункта 10 Правил использования КТРУ указывается код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Пунктом 12 Правил использования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической 6 деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Код позиции каталога, формируемый в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил использования КТРУ не включен в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Таким образом, в нормах действующего законодательства отсутствует обязанность заказчика применять ОКПД2 в закупках исходя из цифрового наименования КТРУ. Из представленных пояснений заказчика в материалы дела следует, что объекту закупки подходит классификация 32.99.53.130: Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, поскольку требуется поставить демонстрационное оборудование для учебного заведения. Поскольку код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" включен в перечень промышленной продукции, в отношении которой применяются требования Постановления N 617 то заказчиком правомерно установлены ограничения, предусмотренные нормами действующего законодательства. Код ОКПД2 32.99.53.130 включен в КТРУ 26.20.40.190-00000022.
Вышеизложенное в совокупности указывает на объективное описание Заказчиком объекта закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Необходимость применения Заказчиком иных ОКПД2 Заявителем не доказана, материалы дела такого обоснования не содержат. Следовательно, довод заявителя о неверном применении заказчиком кода ОКПД2, не подтверждается материалами дела. Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, подателем жалобы не представлено доказательств, что он лишен такой возможности и что такой товар ограничен в обороте (например, производителем) и поставку такого товара могут осуществить только определенный круг лиц. ООО "Открытый урок" не направило в адрес антимонопольного управления доказательств невозможности подачи заявки на участие в рассматриваемом запросе котировок в электронной форме, кроме того, представитель общества на заседании комиссии подтвердил, что закупаемый заказчиком товар имеется в реестре промышленной продукции, предусмотренного Постановлением N 617, в том числе товар, поставляемый ООО "Открытый урок". Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы и об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемых действиях Заказчика. Рассмотрев жалобу ООО "Открытый урок", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 7 Комиссия Амурского УФАС России приняла Р Е Ш Е Н И Е: Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Открытый урок" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: И.И. Левченко Н.В. Бутковская Исп.Левченко И.И. тел.8(4162)37-21-73; вн. 028-217
2024-2606
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 30 мая 2024 г. N 028/06/106-396/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024