Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии подателя жалобы - ИП Машкевича,
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300040024000136 на оказание услуг по предоставлению (передаче) неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты, начальная (максимальная) цена контракта 387 499,29 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Машкевич В.В. с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300040024000136 на оказание услуг по предоставлению (передаче) неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 15.05.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 24.05.2024;
3) на участие в закупке подано три заявки, все заявке признаны соответствующими требованиям извещения о закупке;
4) победителем закупки признан участник N 116614847 с ценовым предложением 364 209,25 руб.
Суть жалобы ИП Машкевича В.В. заключается в следующем.
1. По мнению подателя жалобы, заказчиком в описании объекта закупки использованы характеристики, являющиеся субъективными, позволяющие трактовать спорные условия в зависимости от индивидуальных предпочтений, что не позволяет определить соответствие предлагаемой услуги установленным заказчиком требованиям: "гибкое управление использованием ресурсов ПК для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства", "эвристический анализатор, позволяющий более эффективно распознавать и блокировать ранее неизвестные вредоносные программы".
2. ИП Машкевич В.В. считает, что в описании объекта закупки установлены требования, которые не относятся к характеристикам программного обеспечения, а определяются настройками, возможностями сторонних программ (Android Debug Bridge (ADB)) и аппаратными возможностями оборудования, эксплуатируемого заказчиком:
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении Android Debug Bridge (ADB);
заряжать мобильное устройство, подключив устройство к компьютеру через USB, даже если доступ к мобильному устройству запрещен;
наличие поддержки протокола WPA3 для контроля подключения к сетям Wi-Fi;
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении iTunes.
указать параметры подключения к wi-fi сетям;
отправки команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM);
функция управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync;
поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2;
функция управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM.
По мнению ИП Машкевича В.В., указанные характеристики не являются функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками объекта закупки (антивирусного программного обеспечения).
3. Податель жалобы считает, что заказчиком в нарушение требований действующего законодательства установлено требование о необходимости в ходе исполнения контракта передачи формуляра с голографической наклейкой ФСТЭК, поскольку в соответствии с новым порядком маркирования изготовителям необходимо организовать маркирование средств защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, имеющим вид: РОСС RU.01.ХХХХХ.ХХХХХХ. Специальные защитные знаки для маркирования сертифицированных средств защиты информации не выдаются с июля 2021 года.
4. ИП Машкевич В.В. считает, что описание объекта закупки и проект контракта содержат противоречивую информацию.
5. Податель жалобы считает, что в нарушение положений ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком в описание объекта закупки включено указание в отношении товарного знака - АО "Лаборатория Касперского".
6. ИП Машкевич В.В. в жалобе сообщил, что заказчику в рамках положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе было направлено 4 запроса о даче разъяснений положений извещения о закупке.
В частности, в ответе на один из указанных запросов относительно необходимости устранения разночтений в описании объекта закупки и проекте контракта заказчик обязался внести в извещение о закупке соответствующие изменения, однако, по мнению ИП Машкевича В.В., такие изменения внесены заказчиком не были, что является нарушением положений ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе.
Заказчик в возражениях на жалобу ИП Машкевича В.В. заявил следующее.
1. Заказчик при описании объекта закупки руководствовался требованиями ст.33 Закона о контрактной системе, использовал показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.
2. ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница" заявило, что в описании объекта закупки отсутствуют следующие требования:
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении Android Debug Bridge (ADB);
заряжать мобильное устройство, подключив устройство к компьютеру через USB, даже если доступ к мобильному устройству запрещен;
наличие поддержки протокола WPA3 для контроля подключения к сетям Wi-Fi;
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении iTunes.
указать параметры подключения к wi-fi сетям;
отправка команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM);
поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2.
3. В представленном подателем жалобы информационном сообщении содержится указание на подготовленный проект о внесении изменений в Положение о системе сертификации, однако также согласно данному письму организации, имеющие запас специальных защитных знаков, могут их использовать.
4. Для устранения выявленных подателем жалобы нарушений 16.05.2024 заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке.
5. В соответствии с описанием объекта закупки программное средство антивирусной защиты информации должно быть совместимо с имеющимися у заказчика продуктами АО "Лаборатория Касперского" и иметь возможность управления и интеграции в уже имеющийся центр управления САВЗ Kaspersky Security Center.
Данное требование установлено исходя из необходимости совместимости приобретаемого программного обеспечения с уже используемым у заказчика.
6. На полученные заказчиком запросы о даче разъяснений положений извещения о закупке заказчиком были даны соответствующие ответы в установленные Законом о контрактной системе сроки.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч.1 ст.42 при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно описанию объекта закупки в программном средстве антивирусной защиты должны быть реализованы, в том числе, следующие функциональные возможности: гибкое управление использованием ресурсов компьютера для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства; эвристический анализатор, позволяющий более эффективно распознавать и блокировать ранее неизвестные вредоносные программы.
При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанные требования не являются ограничивающими для участников закупки. Довод жалобы не нашел подтверждения.
2. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что из указанного подателем жалобы перечня функциональных возможностей в программном средстве антивирусной защиты в описании объекта закупки содержатся только указания на функцию управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync и функцию управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM.
Подателем жалобы не было представлено каких-либо документов и информации, подтверждающих факт необходимости исключения вышеуказанных характеристик из требований описания объекта закупки.
При этом, у Комиссии Новосибирского УФАС России отсутствуют объективные основания полагать, что данные характеристики являются излишними, ограничивающими количество участников закупки. Довод жалобы не нашел подтверждения.
3. В соответствии с описанием объекта закупки при выполнении обязательств по контракту исполнителю надлежит представить DVD-диск с дистрибутивами сертифицированных программ в фирменном конверте, формуляр с голографической наклейкой ФСТЭК, сертификаты соответствия ФСТЭК.
Приказом ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 утверждено Положение о системе сертификации средств защиты информации, которым, в том числе, установлен порядок сертификации продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, являющейся государственным информационным ресурсом и (или) персональными данными, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, подлежащей сертификации в рамках указанной системы.
Так, согласно п.63 раздела "Маркирование средств защиты информации" на основании сертификата соответствия заявитель организует маркирование средства защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, который имеет вид: РОСС RU.01.XXXXX.XXXXXX.
Указанное также подтверждается информацией, содержащейся в информационном письме ФСТЭК России N 240/24/3487 от 22.07.2021, согласно которому в соответствии с новым порядком маркирования изготовителям необходимо организовать маркирование средств защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, имеющим вид: РОСС RU.01.XXXXX.XXXXXX.
Вместе с тем, указанное письмо также содержит указание на то, что организации, имеющие запас специальных защитных знаков, могут продолжить маркирование производимых ими сертифицированных средств защиты информации специальными защитными знаками до израсходования имеющихся знаков.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику надлежало включить в описание объекта закупки также указание на то, что при исполнении контракта возможно представление средства защиты информации с маркировкой в виде соответствующего идентификатора. Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел частичное подтверждение.
4. Довод жалобы N 4 был отозван ИП Машкевичем В.В. на заседании Комиссии, оценке не подлежит.
5. В соответствии с пп. "а" - "в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в описание объекта закупки включено указание на совместимость закупаемого программного средства антивирусной защиты информации с имеющимися у заказчика продуктами АО "Лаборатория Касперского", что не противоречит положениям вышеуказанной нормы. Довод жалобы не подтвержден.
6. Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 15.05.2024, 16.05.2024, 20.05.2024, 21.05.2024 заказчик разместил в ЕИС ответы на запросы о даче положений извещения о закупке. В частности, заказчиком были устранены разночтения, содержащиеся в описании объекта закупки и проекте контракт. В действиях заказчика не усматриваются нарушения положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтвержден.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300040024000136 на оказание услуг по предоставлению (передаче) неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/7-1345/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
29 мая 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/7-1345/2024 от 29.05.2024 по жалобе ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Кочковская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300040024000136 на оказание услуг по предоставлению (передаче) неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику устранить нарушения положений ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. Аукционной комиссии заказчика отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
3. Заказчику включить в описание объекта закупки указание на возможность представления средства защиты информации с маркировкой в виде соответствующего идентификатора.
4. Заказчику внести изменения в извещение о закупке в соответствии с положениями действующего законодательства, а также решения Комиссии Новосибирского УФАС России N 054/06/7-1345/2024 от 29.05.2024.
5. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351300040024000136 в соответствии с Законом о контрактной системе.
6. Оператору электронной торговой площадки отменить протокол подачи ценовых предложений, обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/7-1345/2024 от 29.05.2024 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 13.05.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 мая 2024 г. N 054/06/7-1345/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024