в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Заказчику при проведении электронного аукциона N0158300058224000015 "Приобретение и поставка водонапорной башни объемом 25 куб.м. по адресу:
х.Общий, 40 м восточнее дома N 2 по ул. Центральной" (далее - аукцион, закупка) посредством видеоконференц-связи при участии представителя Заказчика - Шидловской М.М. (выписка из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по исполнению предписания от 21.03.2024 по делу N061/06/49-837/2024 (далее - предписание), выданного по результатам рассмотрения жалобы НГО РОО ВОИ на действия Заказчика при проведении закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона, проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее: Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 13.02.2024 размещено извещение о проведении закупки N0158300058224000015, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 11.03.2024 12:00 (МСК); 2024-10810 -начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 950 600,00 рублей. 05.04.2024 в извещение внесены изменения NИИ1, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 12.04.2024 12:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 950 600,00 рублей.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.23 ст.99 Закона предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы Ростовским УФАС России принято решение от 21.03.2024 по делу N061/06/49-837/2024 о признании Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23, ч.ч. 1, 2 ст. 42, ч. 1 ст. 49 Закона и выдано предписание от 21.03.2024, согласно которому заказчику, аукционной комиссии заказчика надлежало в срок до 26.04.2024:
- отменить все сформированные протоколы;
- привести извещение в соответствии с требованиями Закона и решения Ростовского УФАС России от 21.03.2024 по делу N061/06/49-837/2024;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с ч.4 ст.42 Закона - об исполнении предписания в срок до 29.04.2024 сообщить в Ростовское УФАС России. По состоянию на 26.04.2024 и на момент проведения настоящей проверки, заказчиком предписание в полном объеме не исполнено.
В соответствии с Решением Ростовского УФАС России от 21.03.2024 по делу N061/06/49- 837/2024: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и 2024-10810 правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению и описанию объекта закупки, приобретаемым товаром являются резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости (кроме емкостей для сжатых или сжиженных газов) из чугуна, стали или алюминия, вместимостью более 300 л, без механического или теплотехнического оборудования прочие) с кодом ОКПД2 25.29.11.900.
Каталог товаров, работ, услуг содержит, к примеру, позиции 22.23.13.000-00000004 "Емкость промышленная", 25.29.11.000-00000015 "Резервуар для нефти, нефтепродуктов и прочих жидкостей", и др. Применение п. 7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствует ч. 6 ст. 23 Закона.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание т овара, работы, услуги в соответствии с требованиями с татьи 33 Федерального закона . При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур х арактеристики объекта закупки, предусмотренные п унктом 1 части 1 с татьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в оп ределении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч астью 1 статьи 42 , пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок 2024-10810 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденные указанным постановлением, дополнить пунктами 31 и 32.
В соответствии с п.п. "б" п.11 Постановления N 1946:
31. при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) с 01.10.2023.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности: формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения); документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения). При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС. Вместе с тем, в структурированной форме извещения отсутствуют характеристики приобретаемого товара, изложенные Заказчиком в текстовом файле "Описание объекта закупки", что является нарушением ч. 1 ст. 42 Закона. В действующей редакции Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ и, кроме того, характеристики приобретаемого товара в структурированной форме извещения не приведены в соответствие с электронным документом "Описание объекта закупки". 2024-10810 Таким образом, Заказчиком предписание не исполнено, что является нарушением требований ч. 22 ст. 99 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика нарушившим ч.22 ст.99 Закона.
2. Выдать предписание об исполнении ранее выданного предписания.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-10810
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 мая 2024 г. N 061/10/99-1708/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024