Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, М.А. Барщенкова, рассмотрев обращение ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЮФО" (далее - заказчик) о включении сведений в отношении ИП Захаренко Игоря Владимировича (далее - победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) в режиме видеоконференц-связи в присутствии представителя победителя - Щенниковой О.Н. (доверенность от 03.06.2024), в отсутствие представителя заказчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон) направил обращение о 2024-10965 включении сведений в реестр в отношении победителя ввиду его уклонения от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме, извещение N 0318100067224000093 "Поставка встряхивателя лабораторного для нужд филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю" (далее - аукцион).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактом. Комиссия Ростовского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта
установила
следующее. Заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.04.2024 размещено извещение, согласно которому:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 16.05.2024 09:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 180 000,00 руб. По окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано две заявки. Победителем признан ИП Захаренко Игорь Владимирович с предложением о цене контракта 165 879,92 руб. (снижение на 7,84% от цены контракта).
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. Исходя из ч. 3 ст. 51 Закона, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные 2024-10965 2 указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); Частью 6 ст. 51 Закона установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный 2024-10965 3 для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке В установленный Законом срок, 21.05.2024 заказчик разместил проект контракта в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направил его победителю. Регламентированный срок подписания проекта контракта победителем - 28.05.2024 23:59.
Победитель не подписал направленный заказчиком проект контракта в регламентированный срок, обеспечение исполнения контракта не предоставил.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона 29.05.2024 заказчик разместил протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта в ЕИС в связи с тем, что участником закупки не выполнены требования Закона. На заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель победителя пояснил, что неподписание контракта вызвано удалением уведомления о направлении проекта контракта на подписание в личном кабинете участника закупки на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ". Помимо этого, представитель ИП Захаренко Игоря Владимировича отметил, что в рамках подготовки к подписанию и исполнению контракта контрагент ООО "Промпоставка" выставил победителю аукциона счет N 44 от 20.05.2024 на сумму 149 000,00 руб. на товар "встряхиватель лабораторный, Экрохим ПЭ-6410".
Однако, подтверждение оплаты счета N 44, перечисления денежных средств на счет заказчика или информации о выданной независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на заседание Комиссии Ростовского УФАС России не предоставлено. В письменных пояснениях представитель победителя указал, что добросовестность ИП Захаренко Игоря Владимировича подтверждается следующими контрактами, исполненными надлежащим образом и в полном объеме, с реестровыми номерами: 3890500185524000025, 2771978879223000414, 2526300939424000013, 2615408615024000009 (далее - контракты). Комиссией Ростовского УФАС России исследована информация, указанная в ЕИС по контрактам, вследствие чего установлено:
- контракт с реестровым номером 3890500185524000025 исполнен в полном объеме 26.02.2024 без штрафных санкций;
- контракт с реестровым номером 2771978879223000414 исполнен в полном объеме 31.05.2024 без штрафных санкций;
- контракт с реестровым номером 2526300939424000013 исполнен в полном объеме 2024-10965 4 07.05.2024 без штрафных санкций;
- контракт с реестровым номером 2615408615024000009 находится на исполнении.
Таким образом, победитель не может предоставить информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (контракт с реестровым номером 2771978879223000414 исполнен 31.05.2024, т.е. после даты подачи заявки на участие в аукционе и окончания периода подписания контракта), исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), что позволяет участникам закупок, в случае соответствия указанным условиям, не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Согласно данным оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" победитель заходил в личный кабинет 24.05.2024, 27.05.2024, в том числе 24.05.2024 в 12:31:24 обращался к странице "реестр заявок участника на участие в процедурах", что, несмотря на удаление уведомления, дает возможность участнику закупок своевременно отследить информацию о результатах рассмотрения поданных им заявок, так как данная информация содержится в протоколе подведения итогов определения поставщика (исполнителя, подрядчика). По смыслу Порядка рассмотрения обращения включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии недобросовестного поведения.
На основании п. 14 Порядка рассмотрения обращения орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Исходя из этого, размещение сведений об участнике закупки в реестре 2024-10965 5 недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. В рассматриваемом случае, обстоятельства, перечисленные в п. 14 Порядка рассмотрения обращения и позволяющие органу контроля принять решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, отсутствуют. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что, действуя в рамках заключения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из Закона о контрактной системе - подписать проект контракта и представить обеспечение исполнения контракта.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления такой деятельности, последствий принимаемых им решений.
В силу пп. 2, 3 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Учитывая, что отношения по заключению контракта носят гражданско-правовой характер, в данном случае ИП Захаренко Игорю Владимировичу необходимо доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что победителем не проявлена должная осмотрительность, какая требовалась по характеру обязательств по своевременному заключению контракта, не предприняты действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта: отсутствуют доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, предоставления обеспечение исполнения контракта, оплаты товара, требуемого к поставке по условиям контракта. Исходя из буквального прочтения положений ч. 6 ст. 51, ч. 5 ст. 96 Закона следует, что непредставление документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта в установленный срок и неподписание контракта являются самостоятельными и безусловными основаниями для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Данная позиция подтверждается постановлением 9 Арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 N 09АП-40219/2023, постановлением Арбитражного суда Северо- Западного округа от 24.01.2023 N Ф07-21308/2022.
Таким образом, при рассмотрении обращения заказчика о включении сведений в 2024-10965 6 реестр Комиссией Ростовского УФАС России установлена совокупность оснований, в соответствии с которыми информация об ИП Захаренко Игоре Владимировиче подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Захаренко Игоре Владимировиче (ИНН 027315135705; ул. Рощинская, д. 64, с. Нагаево, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450900) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Захаренко Игоря Владимировича считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая собы регистра итоговая Регламентир Фактиче Итого Реглам Фактичес Итого Регламентир Фактическ Итого тия ции просрочка ованная дата ская просро ентиро кая дата проср ованный ая дата просроч контроль в днях направле дата чка в ванная принятия очка срок изготовлен ка в ным (I + II + III ния заказчи направл днях дата реше в днях изготовлени ия днях по органом разделы) ком ения по приня ния по я решения и решения и III обращен сведений в заказчик I разде тия II размещения размещени разделу ия за контрольны ом сведе лу решен разде сведений в я сведений казчика й орган ний ия лу ЕИС в ЕИС 29.05.24 31.05.24 29.05.24 29.05.24 05.06.24 04.06.24 07.06.24 07.06.24 Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова М.А. Барщенкова Исп.Барщенкова М.А. тел.240-86-88 2024-10965 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 июня 2024 г. N 061/10/104-1854/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024