Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: Абдурахманова А.Ф. - заместителя руководителя управления; членов комиссии: Саубановой И.М. - начальника отдела контроля органов власти и торгов; 2 Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев жалобу, поступившую от ООО "Проект" (вх.N4333-ЭП/24 от 27.05.2024) на действия Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области, Заказчика - Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной, рабочей документации и строительству посадочных площадок, обеспечивающих прием, обслуживание и выпуск беспилотных воздушных судов в Томской области" (извещение N 0165200003324000245), при участии представителей Заказчика - Конкина Л.Л. (доверенность N101 от 09.012024), при участии посредством ВКС представителей Уполномоченного органа - Истоминой З.С. (доверенность N4 от 09.04.2024), Токаревой Л.В. (доверенность N7 от 15.04.2024), при участии посредством ВКС представителя Заявителя - Кравчук Н.И. (доверенность N6 от 27.05.2024),
У С Т А Н О В И Л А
: В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ на действия Заказчика - Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области, Заказчика - Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной, рабочей документации и строительству посадочных площадок, обеспечивающих прием, обслуживание и выпуск беспилотных воздушных судов в Томской области" (извещение N 0165200003324000245), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из жалобы Заявителя следует:
1.Заказчиком и Уполномоченным органом в составе извещения размещено Описание объекта закупки - Техническое задание, из которого невозможно установить фактический объем изыскательных и проектных работ, выполнение которых планируется по каждому из объектов по результатам закупки; 2.
Заказчиком неверно произведен расчет начально (максимальной) цены контракта. Заказчик и Уполномоченный орган не согласен с доводами жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0165200003324000245) размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно- 3 телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 17.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 269 712 000,00 руб. Объект закупки - Выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной, рабочей документации и строительству посадочных площадок, обеспечивающих прием, обслуживание и выпуск беспилотных воздушных судов в Томской области. На участие в аукционе подано 2 заявки. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Таким образом, право подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок в порядке, установленном главой 6 Закона, предоставлено участнику закупки при условии, если обжалуемые действия (бездействие) субъекта контроля нарушают права и законные интересы такого участника закупки. По смыслу статьи Закона о контрактной системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 4 В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно пункту 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2025 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 59 статьи 112 Закона о контрактной системе порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по 5 выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом в целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены такого контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не применяется проектно-сметный метод. Приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр утверждена Методика составления сметы контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, сметы такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методика, утвержденная приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр). Пунктом 2 Методики, утвержденной приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр, предусмотрено, что составление сметы контракта осуществляется без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Минстроем России в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 24.10.2017 N 1470/пр, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно пункту 3 Методики, утвержденной приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр, составление сметы контракта осуществляется на основании проекта сметы контракта, составляемого в соответствии с главой VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр. Рекомендуемый образец сметы контракта приведен в приложении N 1 к Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр. Комиссией Томского УФАС России установлено, что в составе извещения о закупке имеется проект сметы контракта, в котором указаны виды подлежащих выполнению работ - выполнение геодезической съемки высотных объектов, инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, археологические изыскания, дендрология, разработка проектной и рабочей документации, указаны единицы измерения и объем работ, цена на единицу измерения. В Техническом задании указаны места выполнения работ, сведения об объектах в соответствии с классификатором объектов капитального строительства, объемы выполнения строительно-монтажных работ, которые необходимо предусмотреть проектной документацией, требования к основным технико-экономическим показателям объектов капитального 6 строительства, необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, требования к проектным решениям. В Техническом задании указаны нормативные правовые акты, ГОСТы и Своды правил, в соответствии с которыми должны выполняться работы и которым должны соответствовать возводимые объекты.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что объем изыскательских и проектных работ в описании объекта закупки определен надлежащим образом, с учетом специфики объекта закупки, и не противоречит требованиям пункта 7 части 1 статьи 42. Аналогичной позиции придерживается ФАС России в своем решении от 27.10.2021 по делу N 28/06/105-1034/2021.
Данный довод признается необоснованным. Заявитель в своей жалобе указывает, что расчет обоснования НМЦК осуществлен Заказчиком с нарушением Порядка определения НМЦК, а именно: Согласно пункту 10 Порядка НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.10.2017N 1470/пр. В соответствие с пунктом 10.1 Порядка НМЦК приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно- сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. Комиссия Томского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно письму ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не 7 относится к полномочиям ФАС России. При рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В связи с чем, жалобу ООО "Проект" в данной части будет перенаправлена для рассмотрения по существу в Комитет государственного финансового контроля Администрации Томской области. Кроме того, в ходе заседании Комиссии Томского УФАС России Заявителем был заявлен дополнительный довод о не установлении требования к участникам закупки о наличии членства саморегулируемом организации в области архитектурно-строительного проектирования, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Частью 63 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального 8 строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно Извещению, исполнение контракта включает в себя выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной, рабочей документации и строительству посадочных площадок, обеспечивающих прием, обслуживание и выпуск беспилотных воздушных судов в Томской области. Кроме того, Извещением установлено требование к участникам закупок "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, имеющий компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда в соответствие со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам строительного подряда, подряда на осуществлении сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Данные требования не предъявляются к участникам закупки, если участник закупки является организацией, указанной в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и/или если участник закупки предложил цену контракта 10 миллионов и менее. Требования установлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ".
Также в соответствии с пунктом 5.1.19 Проекта контракта результатом работ по контракту является передача исполнительной документации на выполненные работы в объеме и составе, необходимом для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и (или) заключения федерального 9 государственного экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды), а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки Заказчиком устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ), поскольку результатом таких работ является построенный и введенный в эксплуатацию объект капитального строительства. При этом пунктом 1.3 Проекта контракта установлено, что подрядчик вправе привлекать к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей). Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 "Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации". Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 45, статьей 49, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Проект" на действия Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области, Заказчика - Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной, рабочей документации и строительству посадочных площадок, обеспечивающих прием, обслуживание и выпуск беспилотных воздушных судов в Томской области" (извещение N 0165200003324000245) необоснованной. 2.
В действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения не выявлено нарушения Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии А.Ф. Абдурахманов 10 Члены комиссии: И.М. Саубанова К.С. Крылова
2024-4127
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 29 мая 2024 г. N 070/06/106-508/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024