Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом от 03.11.2022 N 157 (далее - Коми УФАС России) в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - 2 специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Овериной А.В. - главного специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев отозванную жалобу гражданина (далее - заявитель) от 06.05.2024 (вх. от 07.05.2024 N 4617/24) на действия заказчика - Комитета жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар") при проведении уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар") электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и не включенных в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", извещение 0307300005224000314 (далее - закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) через Единую информационную систему была направлена жалоба гражданина от 06.05.2024 (вх. от 07.05.2024 N 4617/24) на действия Комитета жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" при проведении электронного аукциона. 07.05.2024 жалоба была отозвана гражданином.
Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В связи с наличием в жалобе признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения Комитетом жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона согласно извещению N 0307300005224000314 Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проводится контрольным органом на коллегиальной основе.
Внеплановая проверка может 3 проводиться контрольным органом на заседании комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки либо без проведения заседания такой комиссии (инспекции). При проведении заседания комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки такое заседание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов.
Внеплановая проверка проведена контрольным органом на коллегиальной основе, в том числе в отсутствие сторон. В материалы внеплановой проверки Комитетом жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" (письмо от 28.05.2024 N01-17/2024/1032) и Департаментом финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" (письмо от 31.05.2024 N13-06/749) представлены пояснения, запрашиваемая дополнительная письменная информация и копии документов. Заявитель указывает, что заказчик установив в извещении о проведении электронного аукциона N 0307300005224000314 преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, делает невозможным подачу заявки в качестве участника - физического лица, несмотря на условие, содержащееся в составе документов извещения о проведении электронного аукциона при котором физическое лицо имеет возможность участвовать в данной закупке. Комиссией Коми УФАС России, в ходе рассмотрения материалов внеплановой проверки, установлено следующее. Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 24.04.2024 уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0307300005224000314, с содержащимися при нем следующими документами: Описание объекта закупки 53,6, Требования к содержанию и составу заявки, нмцк 3-комнатная 53,6, Проект муниципального контракта 53,6 .
В соответствии с извещением: Объект закупки: Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и не включенных в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" . Начальная (максимальная) цена контракта составила - 5 105 986.92 руб. Закупка проводилась Комитетом жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 4 В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок заказчиком предоставляются преимущества, в том числе, субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Также согласно пункту 14 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В разделе "Преимущества и требования к участникам" структурированной формы извещения об осуществлении закупки установлены преимущества, предусмотренные частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что заказчик при формировании извещения о проведении электронного аукциона наделен правом устанавливать преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На основании вышеизложенного, по результатам проведения внеплановой проверки на предмет правомерности установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона преимущества в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, в действии заказчика нарушение не установлено.
Также Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной систем участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, (за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) 5 владения активами в Российской Федерации (далее офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, принимать участие в закупках, в рассматриваемом случае на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения может любое юридическое лицо или любое физическое лицо (собственник квартиры), в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которые вправе выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей (при наличии соответствующей доверенности). Комиссией антимонопольного органа исследованы все документы, являющиеся неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона из содержания которых не следует установление отдельного условия о возможности участия в закупке физического лица.
Таким образом, нарушение Закона о контрактной системе в действии заказчика не подтверждено. Из сведений о закупке, размещенных в ЕИС следует, что на участие в электронном аукционе "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и не включенных в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" было подано 2 заявки, в том числе заявка участника с идентификационным номер N1 - ООО "Автокар", представляющего интересы заявителя в такой закупке. Заявка ООО "Автокар", содержащая наименьшее предложение цены контракта, признана соответствующей, а ООО "Автокар" признан победителем закупки.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС, между ООО "Автокар", действующим от лица заявителя, и Комитетом жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" 24.05.2024 заключен муниципальный контракт N0307300005224000314.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании 6 определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного с учетом отсутствия в действиях заказчика при проведении электронного аукциона нарушений законодательства о контрактной системе, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки доводы гражданина о наличии в действиях Комитета жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" при проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и не включенных в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", извещение 0307300005224000314 признаков нарушений Закона о контрактной системе, не подтверждены.
2. В связи с отсутствием в действиях заказчика - Комитета жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушений Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушений не выдавать.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.В. Оверина
2024-3872
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 июня 2024 г. N 011/06/99-501/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024