Резолютивная часть решения оглашена "29" мая 2024
В полном объеме решение изготовлено "03" июня 2024 г. Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии;
<...> - член Комиссии;
<...> - член Комиссии;
в отсутствии представителя ФКУ БМТИВС УФСИН России по Мурманской области (далее - Заказчик, Организатор торгов), в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей ООО "Солнечная Кубань" (ИНН: 2308252501) (далее - Участник, Поставщик) - <...> ( <...>) и <...> (доверенность от 27.05.2024 N 1), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 13552-ЭП/24 от 23.05.2024) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для
включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от заключения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сельди соленой (продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа) (извещение N 0849400000124000002, ИКЗ 241290110881451900100100000011020223) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 733 360,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2024 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "Солнечная Кубань".
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что по результатам проведенного аукциона в электронной форме между Заказчиком и Участником заключен государственный контракт от 06.02.2024 N 2424320110102008494000001/2424320110102008494000001/1010 на поставку сельди соленой в рамках государственного оборонного заказа на общую сумму 1 364 041,60 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность Государственного заказчика сельдь солёную (КТРУ 10.20.23.122-00000004) в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту) и Графику поставки товара (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Государственному заказчику по адресу: г. Мурманск, ул. Угольная база, д.9, склад ФКУ БМТиВС УФСИН России по Мурманской области (далее - место доставки).
Товар поставляется Государственному заказчику согласно графику поставки (приложение N 2) и в соответствии с условиями настоящего Контракта.
3.8. Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Государственным заказчиком.
Для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям настоящего Контракта проводится экспертиза. Экспертиза поставленного товара может проводиться Государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Приемка товара по количеству и качеству осуществляется исключительно в присутствии уполномоченного представителя Поставщика.
По результатам проведенной экспертизы товара Государственный заказчик составляет в 2-х экземплярах (экземпляр Поставщика, экземпляр Государственного заказчика) заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего Контракта, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности товара в произвольной форме (далее - Заключение по результатам экспертизы).
Заключение по результатам экспертизы должно быть подписано всеми лицами, участвовавшими в приемке товара. Лицо, не согласное с содержанием Заключения по результатам экспертизы, обязано подписать его с оговоркой о несогласии и письменно изложить свое мнение.
В случае привлечения для проведения экспертизы поставленного товара экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке товара учитываются отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. Все расходы, связанные с проведением экспертизы поставленного товара экспертом, экспертной организацией в случае подтверждения поставки некачественного товара, возмещаются Поставщиком.
В случае направления отказа от приемки Государственный заказчик обеспечивает хранение товара в условиях, предотвращающих ухудшение его качества и смешение с другим однородным товаром.
Поставщик в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения от Государственного заказчика отказа от приемки обязуется устранить допущенные нарушения, указанные в мотивированном отказе (путем замены товара ненадлежащего качества надлежащим, предоставления недостающего количества товара и т.п.).
Товар, не соответствующий требованиям Контракта, считается не поставленным и подлежит возврату за счет Поставщика с возмещением затрат Государственному заказчику, связанных с хранением на складе Грузополучателя до полного вывоза товара.
В случае обнаружения Государственным заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству товара, комплектности, упаковке товара, качеству и безопасности товара Поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны Государственного заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить товар) в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня получения от Государственного заказчика мотивированного отказа.
В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим подпунктом, нарушений условий настоящего Контракта Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Графиком поставки товара (Приложение N 2) происходит в 2 этапа поставки:
- 1 этап с 26.02.2024 по 11.03.2024 (включительно);
- 2 этап с 21.06.2024 по 05.07.2024 (включительно).
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11.5. Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 11.5. Контракта, 08.05.2024 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 08.05.2024 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик был уведомлен надлежащим образом 08.05.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 21.05.2024.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Поставщика. Заказчиком представлено ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствии представителя Заказчика. Дополнений и иных ходатайств Заказчик не представил.
Изучив представленные Сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
В период с 12.03.2024 по 23.04.2024 в адрес Поставщика было направлено 4 претензионных письма с требованием поставки продукции, со сроками исполнения, которые были нарушены Поставщиком, что подтверждается письмами N 52/ТО/36/1-78 от 15.03.2024, N 52/ТО/36/1-93 от 29.03.2024, N 52/ТО/36/6-118 от 15.04.2024 и N 52/ТО/36/6-128 от 23.04.2024.
25.04.2024 - Поставщиком осуществлена поставка продукции по Контракту в адрес Заказчика.
27.04.2024 - Заказчик отказал Поставщику в приёмке дав мотивированный отказ, из которого следует, что: "Поставленный товар не соответствует требованиям заказчика по условиям контракта. Отказать поставщику в приемке товара, поставщику осуществить замену товара". Вместе с тем в нарушение пункта 3.8 Контракта, Заказчиком не проведена экспертиза для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям Контракта.
08.05.2024 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в ответ на которое Поставщик письмом (исх. N 45 от 08.05.2024) сообщил Заказчику о намерение исполнить Контракт и осуществить поставку продукции по Контракту в срок до 20.05.2024.
15.05.2024 - Поставщиком осуществлена поставка продукции по Контракту в адрес Заказчика.
21.05.2024 - Заказчик отказал Поставщику в приёмке дав мотивированный отказ, из которого следует, что: "Поставленный товар не соответствует требованиям заказчика по условиям контракта". При этом Заказчиком не проведена экспертиза поставленного товара в части соответствия товара условиям Контракта.
Дополнительно Поставщиком проводилась экспертиза поставляемой продукции по Контракту, по результатом которой продукция соответствует требованиям ГОСТ, что подтверждается протоколом испытаний N 1290 от 22.05.2024.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС отмечает, что Поставщиком приложены усилия для того чтобы исполнить обязательства по Контракту, при это Заказчиком не произведена экспертиза поставленной продукции предусмотренная пунктом 3.8 Контракта, в связи с чем отсутствуют подтверждения несоответствия качества продукции поставленной Поставщиком условиям Контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу что в рассматриваемом случае недостаточно оснований для включения сведений об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Солнечная Кубань" (ИНН: 2308252501) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2024 г. N 078/10/104-666/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024