Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Нечаева Михаила Анатольевича (далее - Участник, Исполнитель, ИП Нечаев М.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13722-ЭП/24 от 24.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по ремонту (восстановление работоспособности) силового медицинского оборудования (извещение N 0372100052923000176),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту (восстановление работоспособности) силового медицинского оборудования (извещение N 0372100052923000176) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 619 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Нечаев М.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Нечаевым М.А. заключен государственный контракт N 102/2023-ЭА от 10.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 619 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Нечаевым М.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по ремонту (восстановление работоспособности) силового медицинского оборудования (далее - Услуги) в срок с момента заключения Контракта по 30.04.2024 (п. 1.3 Контракта).
По состоянию на 13.05.2024 Услуги по Контракту не были оказаны.
Как следует из письма Исполнителя от 04.03.2024 ИП Нечаевым М.А. не могут быть исполнены обязательства по Контракту в связи с тем, что уполномоченным представителем группы компаний "Джонсон & Джонсон" на территории Российской Федерации услуги по ремонту и замене запасных частей к оборудованию приостановлены.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, сторона по настоящему Контракту, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств, должна известить о них в письменном виде другую сторону с приложениями соответствующих доказательств в семидневный срок со дня наступления этих обстоятельств.
Учитывая, что Торгово-промышленная палата России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), наступившие на территории Российской Федерации, ИП Нечаев М.А. должен представить в качестве доказательства сертификат о форс-мажоре.
Однако, указанный сертификат Исполнителем не был представлен.
Таким образом, ИП Нечаевым М.А. не исполнены обязательства по Контракту в полном объеме, что является основанием для расторжения Контракта Заказчиком в одностороннем порядке в соответствии со ст.ст. 782, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 9.3 Контракта, ст.ст. 782, 715 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Нечаевым М.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Нечаев М.А. не уклонялся от исполнения Контракта, а наоборот предпринимал все возможные меры для исполнения своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
18.05.2023 Исполнителем в адрес ООО "Джонсон & Джонсон" (уполномоченный представитель группы компаний Johnson & Johnson на территории Российской Федерации) было направлено оборудование (согласно спецификации к Контракту) для проведения ремонтных работ (акт приема-передачи оборудования N РС-001365976 от 18.05.2023).
31.05.2023 Исполнителем было направлено письмо на адрес электронной почты ответственного сотрудника ООО "Джонсон & Джонсон" с запросом о том на каком этапе находится направленное оборудование. На данное письмо был получен ответ о том, что "указанное оборудование ожидает диагностики. По техническим причинам срок проведения диагностики временно увеличен. Мы будем информировать Вас о дальнейших изменениях".
03.07.2023 Исполнителем было направлено повторное письмо на адрес электронной почты ответственного лица ООО "Джонсон & Джонсон" с просьбой уточнить статус оборудования, ожидающего диагностику.
Исполнителем получено официальное информационное письмо (исх. N 1307-1/23 от 13.07.2023) от ООО "Джонсон & Джонсон" о том, что услуги по техническому сервису/ремонту оборудования DePuy Synthes, DePuy Mitek, Ethicon Biosense Webster временно оказываются не в полном объеме, а именно временно приостановлены ремонт и техническое обслуживание оборудования с заменой запасных частей и расходных материалов.
25.03.2024 Исполнителем направлено письмо в адрес ООО "Джонсон & Джонсон", в котором было указано, что 18.05.2023 Исполнителем в адрес ООО "Джонсон & Джонсон" было направлено оборудование (согласно Спецификации к Контракту) для проведения ремонтных работ. В письме Исполнитель просил сообщить причины приостановки ремонта и технического обслуживания оборудования, а также указать страны производители запасных частей для оборудования DePuy Synthes.
27.03.2024 Исполнителем получен ответ на письмо от ООО "Джонсон & Джонсон", в котором указано, что приостановка ремонта и технического обслуживания оборудования вызвана по причине временного отсутствия запасных частей.
23.04.2024 Исполнитель оплатил Заказчику предусмотренный Контрактом штраф за нарушения своих обязательств (п/п N 69 от 23.04.2024).
На основании вышесказанного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Нечаева М.А. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в действиях Исполнителя не усматривается недобросовестный характер поведения, направленный на неисполнение обязательств по контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Нечаева М.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Нечаева Михаила Анатольевича (ИНН: 860317680980), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2024 г. N РНП-78-785/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024