Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Женская консультация N 40" (далее - Заказчик):
ИП Нажимова И.А. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13563-ЭП/24 от 23.05.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Женская консультация N 40" в 2024 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200081324000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 599 000, 00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований, ограничивающих количество участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлены требования к закупаемым изделиям.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчиком при описании товарных позиций N 2, N 3, N 5 установлены излишние требования без обоснования их установления, что, по мнению Заявителя, является незаконным и ограничивающим участие в закупке.
В частности, Заявитель указал на следующее:
По позиции N 2 Заказчику требуются перчатки:
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные
Внутренняя поверхность перчаток обработана веществом с компонентом натурального происхождения на основе- Алоэ вера или ромашка
Для облегчения процесса надевания перчаток при оказании экстренной помощи, в связи с необходимостью дополнительной защиты рук персонала при длительной работе в перчатках.
Заявитель полагает, что Заказчик ограничивает конкуренцию, указывая два компонента для обеспечения своей потребности, в то время, как на рынке существует большое количество перчаток, которые удовлетворяют потребность Заказчика, но не обработаны именно этими компонентами.
По позиции N 3 Заказчику требуются перчатки:
Перчатки хирургические нитриловые, неопудренные
Заявитель полагает, что Заказчик был обязан обосновать в извещении вышеуказанное требование.
По позиции N5 Заказчику требуются перчатки:
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные
Внутренняя поверхность перчаток- С увлажняющим покрытием на основе витамина Е или ромашки
Для удобства надевания и ношения при длительном использовании и дополнительного ухода за кожей рук.
Заявитель полагает, что Заказчик ограничивает конкуренцию, указывая два компонента для обеспечения своей потребности, в то время, как на рынке существует большое количество перчаток, которые удовлетворяют потребность Заказчика, но не обработаны именно этими компонентами.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, в том числе экспертиз, экспертных заключений, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в документации требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и приведут к закупкам товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства и не влияют на функциональные и потребительские свойства закупаемых товаров, не определяют их качественные характеристики, необходимые Заказчику, тем самым необоснованно ограничивают количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не устанавливает обязанности для Заказчика указывать в составе извещения о проведении закупки обоснование установления тех или иных требований при описании объекта закупки в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Нажимова И.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2024 г. N 44-2285/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024