Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 26 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее-Заказчик):
АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13740-ЭП/24 от 24.05.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для нужд государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 26 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2024-2026 годах (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002324000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 275 100, 00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также в нарушении правил описания объекта закупки в части установления требований, не позволяющих определить потребности Заказчика.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке за-явок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке за-явок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения:
Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлено свойство объекта закупки, подлежащее оценке - процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая конкурентная процедура. В рамках указанного свойства Заказчиком оцениваются характеристики оказываемой в рамках исполнения контракта услуги, в том числе качество услуги, её постоянство, сопоставимость оказываемой услуги требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания услуг по организации горячего питания и содержащих требования к таким услугам, эргономические и эстетические качества, неотделимость услуги производства горячего питания от потребления, коммуникативные (взаимодействие) и иные характеристики, влияющие на удовлетворенность Заказчика и конечного потребителя услуг (обучающихся). В рамках указанного свойства, характеристики, оказываемой в рамках исполнения контракта услуги, оцениваются Заказчиком на основании предоставленных Участником сведений в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и содержащих описание свойства объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки и приложений к нему/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. В рамках оценки указанного свойства конкурентные качества Участника определены Заказчиком как отсутствие при предоставлении описания свойства объекта закупки прямых ссылок о соответствии оказываемой Участником услуги требованиям/положениям описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью и/или проекта контракта и/или положениям/требованиям нормативной документации/ нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок оказания услуг по организации горячего питания и содержащим требования к таким услугам (прямая ссылка представляет из себя указание Участником при описании свойства объекта закупки в отношении какого-либо процесса словосочетаний в формате, например, "хранение продукта питания осуществляется в соответствии с ГОСТ N__" без описания такого процесса и его детализации) и предоставление Участником описания свойства объекта закупки, свидетельствующее о фактическом выполнении при исполнении Контракта требований/положений описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью и/или проекта контракта и/или положений/требований нормативной документации/ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания услуг по организации горячего питания и содержащим требования к таким услугам посредством предоставления сведений о процессах такого исполнения и требуемых в соответствии с настоящим порядком оценки документов.
Предоставляемые в составе заявки Участника сведения и документы должны соответствовать требованиям/положениям описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью и/или проекта контракта и/или положениям/требованиям нормативной документации/ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания услуг по организации горячего питания и содержащим требования к таким услугам. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) понимается предоставление в составе заявки предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, в противном случае предоставляемое предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки". В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) членами комиссии оцениваются предложения участников закупки о наличии характеристик свойства объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе. Представленные сведения в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований. Описание свойства объекта закупки должно разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, проекта контракта и иных приложений к извещению о закупке. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки. Представление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего полное описание свойства объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. В рамках описания свойства объекта закупки (формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки,) Участнику закупки необходимо предоставить сведения о последовательности всех действий при оказании услуг по контракту. При описании последовательности всех действий при оказании услуг по контракту при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о последовательности операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг); сведения о факторах и случаях, предусматривающих приостановление процесса исполнения контракта и оказания услуги и проводимых мероприятиях при условии возникновения факторов и случаев, предусматривающих приостановление процесса исполнения контракта и оказания услуги. В рамках описания свойства объекта закупки (формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки,) Участнику закупки необходимо предоставить сведения о производственном контроле за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, осуществляемом Участником.
При описании производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить программу (план) производственного контроля, включающая в себя информацию о контрольных мероприятиях в отношении блюд разработанного Участником меню и каждого продукта, используемого Участником при реализации данного (разработанного Участником) меню (программа (план) производственного контроля предоставляется в составе заявки Участника в формате предоставления сканированной копии документа или электронного образа документа без указания идентификационных данных об Участнике). Предоставляемые сведения при описании производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, должны отвечать требованиям описания объекта закупки и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18. В рамках описания свойства объекта закупки (формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки,) Участнику закупки необходимо предоставить сведения о документировании процессов оказания услуги по организации горячего питания. При описании документирования процессов оказания услуги по организации горячего питания при оказании услуг по контракту при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о порядке передачи/получении заявок на питание; сроках передачи/получении заявок на питание; порядке исполнения заявок на питание; сроках исполнения заявок на питание; порядке корректировки заявок на питание; сроках корректировки заявок на питание. При описании производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, осуществляемом Участником, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о порядке организации и проведении производственного контроля; мерах, направленных на устранение выявленных нарушений на объекте производственного контроля и мерах, направленных на недопущение возникновения нарушений на объекте производственного контроля. При описании документирования процессов оказания услуги по организации горячего питания при оказании услуг по контракту при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о порядке формирования и передачи отчетных и финансовых документов, свидетельствующих об оказании услуги; срок формирования и передачи отчетных и финансовых документов, свидетельствующих об оказании услуги. В рамках описания свойства объекта закупки (формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки,) Участнику закупки необходимо предоставить сведения о технологии оказания услуг.
При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о последовательности всех действий при оказании услуги; об особенностях организации общественного питания детей; принятых мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При описании последовательности всех действий при оказании услуг по контракту при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о режиме работы Участника и режиме питания обучающихся. При предоставлении сведений о порядке организации и проведения производственного контроля в рамках описания производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о каждом составляющем производственного контроля с описанием каким образом осуществляется такой контроль, кем осуществляется такой контроль, с какой периодичностью осуществляется такой контроль. При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить разработанное (-ые) Исполнителем в соответствии с требованиями описания объекта закупки и приложениях к нему, меню основного (организованного) питания, которое (-ые) участник закупки планирует (намерен) использовать при оказании услуг по контракту с учетом всех видов рационов и возрастных групп получателей услуги, предусмотренных извещением о закупке (меню предоставляется в составе заявки Участника в формате предоставления сканированной копии документа или электронного образа документа без указания идентификационных данных об Участнике) и предоставить сведения о технологии приготовления каждого блюда (изделия), перечень которых указан в меню, разработанном Участником закупки. При предоставлении сведений о технологии приготовления каждого блюда (изделия), перечень которых указан в меню в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить технологические документы, содержащие требования к технологии производства, на основании которых Участник планирует изготавливать блюда, указанные в разработанном Участником меню, соответствующие требованиям и рекомендациям, определенным ГОСТ 31987-2012 "Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию". Технологические документы (предоставляются в составе заявки Участника в формате предоставления сканированной копии документа или электронного образа документа без указания идентификационных данных об Участнике) должны быть представлены на каждое блюдо (изделие), исчерпывающий перечень которых указан в меню, разработанным (-ыми) Участником.
В случае, если в меню содержится несколько блюд (изделий) с полностью тождественными наименованием, выходом (весом) и иными сведениями (при наличии), содержащимися в таком меню, участник вправе предоставить сведения о технологии приготовления такого блюда (изделия) только один раз. При описании производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить также сведения о методах и методиках контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью. В рамках описания свойства объекта закупки (формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки,) Участнику закупки необходимо предоставить сведения о контроле качества оказания услуг. При описании контроля качества оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о методах контроля качества продукции общественного питания; методах, направленных на контроль качества результата оказанных услуг; методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению контракта; методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг; сроках устранения недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг; порядке устранения недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг. При предоставлении сведений о методах контроля качества продукции общественного питания, в рамках описания контроля качества оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о порядке, количестве и кратности лабораторных испытаний продуктов (сырья, используемого для приготовления продукции) и готовых блюд в отношении блюд разработанного Участником меню и каждого продукта, используемого Участником при реализации данного (разработанного Участником) меню по микробиологическим и физико-химическим показателям в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-правовых актов описания объекта закупки и проекта контракта. При предоставлении сведений о методах и методиках контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью в рамках описания производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о нормативно-технической документации, в которой установлены действующие требования и нормы, которым должны соответствовать качество приготовленной пищи и пищевые продукты при оказании услуг по контракту; нормативно-технической документации, в которой установлены требования законодательства Российской Федерации, которым должны соответствовать оказываемые услуги по организации питания по контракту на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
При предоставлении сведений о последовательности всех действий при оказании услуги в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о порядке выполнения технологических и производственных процессов при приготовлении блюд рационов питания, соответствующих категориям питающихся, предусмотренных извещением о закупке и его приложениями; порядке выполнения процессов реализации готовой продукции получателям услуг (категории которых предусмотрены извещением и приложениями к нему), в том числе процессов приготовления и реализации блюд, изготовленных вне пищеблока (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрены случаи приготовления блюд (изделий) вне пищеблока). При описании контроля качества оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о способах контроля за качеством и безопасностью продукции общественного питания и процедуры обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП. При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о порядке и сроках согласования меню, разработанного Участником, в случае несоответствия представленного (-ых) в предложении о качественных характеристиках объекта закупки меню требованиям описания объекта закупки и его приложений и настоящему порядку оценки и сведения о корректировке меню. При описании контроля качества оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику при указании какого-либо контроля (способа контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность (-ти)), осуществляющих (-ие) такой контроль.
При предоставлении сведений о технологии приготовления каждого блюда (изделия), перечень которых указан в меню в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, предоставленные Участником технологические документы и сведения о технологии приготовления каждого блюда (изделия) должны в том числе содержать информацию исходя из следующих требований: под технологией приготовления каждого блюда (изделия) понимается информация о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), о нормах расхода продуктов брутто и нетто, о химическом составе блюда (изделия), о весе готового блюда (изделия), о технологических процессах приготовления, об оформлении и подаче блюда (изделия), об условиях и сроках реализации блюда (изделия), об органолептических показателях качества блюда (изделия), о сведениях об области применения такой предоставленной технологии приготовления блюда (изделия); в предоставляемых сведениях об оформлении и подачи блюда (изделия), необходимо в том числе указать в какой емкости (посуде) подается данное блюдо (изделие), а также для салатов и холодных закусок, первых блюд, для горячих вторых блюд, гарниров и для горячих и холодных напитков и иных блюд необходимо в том числе указать температуру подачи этих блюд (изделий); в предоставляемых сведениях об области применения предоставленной технологии приготовления блюда (изделия) необходимо в том числе указать наименование блюда (изделия) и разновидность учреждений по виду деятельности, которым предназначено реализовывать данное блюдо (изделие); под весом готового блюда (изделия) понимается масса одной порции блюда (изделия); в предоставляемых сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), обязательно должны быть указаны все продукты, которые упоминаются в информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия), а в предоставляемой информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия) обязательно должны быть сведения, в каком(-их) технологическом(-их) процессе(-ах) приготовления используется каждый из продуктов, указанных в сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие); под химическим составом блюда (изделия) понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда (изделия). При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о процессах соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания; процессах соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия биологических, химических и физических факторов, выполняемых на предприятии Участника; соблюдении непосредственными исполнителями, планируемыми к привлечению при исполнении контракта санитарных требований к личной гигиене. При предоставлении сведений о сроках устранения недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг и порядке устранения недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг в рамках описания контроля качества оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о минимальных и максимальных сроках такого устранения недостатков и документальной фиксация такого порядка и устранения недостатков.
При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения об условиях приемки на склад Участника всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях хранения (в том числе на пищеблоке Заказчика и складе Участника) всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях и периодичности транспортировки всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях разгрузки ( в том числе на пищеблоке Заказчика и складе Участника) всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях приемки на пищеблок Заказчика всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях транспортировки приготовленной пищи (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрена транспортировка и разгрузка Исполнителем приготовленной пищи); условиях разгрузки приготовленной пищи (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрена транспортировка и разгрузка Исполнителем приготовленной пищи). При описании технологии оказания услуг при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо также предоставить сведения о методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке Заказчика; методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния обеденного зала; методах и процессах обеспечении надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий); методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния столовых приборов и столовой посуды. При предоставлении сведений о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком при оказании услуг в рамках описания контроля качества оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о функции и порядке осуществления такого контроля.
При предоставлении сведений об условиях транспортировки всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о температурном режиме транспортировки каждого продукта питания; соблюдении правил товарного соседства при транспортировке (включая группу продовольственных товаров для совместной транспортировки и возможность/невозможность транспортировки вместе с готовыми пищевыми продуктами или с сырьем и полуфабрикатами); порядке и периодичности проведения мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды, дезинфекции транспортных средств с учетом транспортировки каждого продукта питания; виде автотранспорта, используемого при транспортировке каждого продукта питания; используемой таре и упаковке (в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-технического/нормативно-правового акта, регламентирующего требования и рекомендации к таре и упаковке на соответствующий продукт) при транспортировке каждого продукта питания; уровне влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при транспортировке каждого продукта питания. При предоставлении сведений о методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке Заказчика; о методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния обеденного зала; о методах и процессах обеспечении надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий); о методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния столовых приборов и столовой посуды, в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить в том числе сведения о методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния помещения пищеблока, методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния обеденного зала, методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий), методах и процессах обеспечения надлежащего санитарного состояния столовых приборов и столовой посуды в период действия комплекса ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий (карантин). При предоставлении сведений об условиях хранения (в том числе на складе Участника) всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о температурном режиме хранения каждого продукта питания; сведения о соблюдении правил товарного соседства при хранении каждого продукта питания (включая группу (подгруппу) продовольственных товаров для совместного хранения и возможность/невозможность хранения вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами или с сырыми продуктами и полуфабрикатами); используемой таре и упаковке (в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-технического/нормативно-правового акта, регламентирующего требования и рекомендации к таре и упаковке на соответствующий продукт); периодичность контроля за температурно-влажностным режимом хранения каждого продукта питания; уровне влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении каждого продукта питания; порядке и периодичности проведения мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды.
При предоставлении сведений об условиях приемки на склад Участника всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить в том числе сведения о методах контроля качества и количества продуктов питания, поступающих на склад Участника. При предоставлении сведений о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению контракта в рамках описания контроля качества оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о видах ответственности каждого сотрудника (исполнителя), планируемого к привлечению исполнения контракта и указанного Участником при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. При предоставлении сведений об условиях разгрузки и приемки (в том числе на склад Участника) всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о перечне сопровождаемой товаросопроводительной документации при разгрузке и при приемке каждого продукта питания. При предоставлении сведений о температурно-влажностном режиме хранения и транспортировки продуктов питания (уровень влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении и транспортировке, температурном режиме хранения и транспортировки) Участнику закупки необходимо предоставить такие сведения в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-технических документов, определенных описанием объекта закупки в части соответствия продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) таким нормативно-техническим документам, регламентирующих (устанавливающих) показатели таких режимов к соответствующему продукту питания и в случае отсутствия требований и/или рекомендаций в нормативно-технических документах к температуре хранения и/или транспортировке и/или уровню влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении и/или транспортировке Участнику закупки необходимо предоставить сведения о температурно-влажностном режиме хранения и транспортировки продуктов питания исходя из применяемым Участником в своей деятельности технологическим процессам хранения и транспортировки, обеспечивающим качество и безопасность продуктов питания в течение всего срока годности продуктов питания. При предоставлении сведений о методах и процессах обеспечении надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий), в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить в том числе сведения о процессах обеспечении надлежащего санитарного состояния оборотной тары для готовых блюд, изготовленных вне пищеблока (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрены случаи приготовления блюд (изделий) вне пищеблока).
В случае, если Участником предполагается форма поставки (доставки) продуктов питания на пищеблок Заказчика силами производителя продуктов питания, сведения об условиях приемки на склад Производителя продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях хранения (в том числе на складе Производителя) продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях транспортировки продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях разгрузки продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); условиях приемки на пищеблок Заказчика продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) должны быть представлены в соответствии с настоящим порядком оценки с учетом такой формы поставки (доставки) продуктов питания на пищеблок Заказчика. Сведения предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки рекомендуется предоставлять в составе заявки по форме "Качественные характеристики объекта закупки - Характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))" Приложения N 3 к извещению об осуществлении закупки.
Также Заказчиком определено, что оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с п. 22 и п.п. "а" п. 23 Положения:
- Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов;
- Отсутствие характеристики объекта закупки - 0 баллов.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки, которая, в свою очередь, в полной мере корреспондируется с требованиями Положения.
Спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Довод же Заявителя о том, что положения показателя "качественные характеристики объекта закупки" являются противоречивыми, так как необходимые для предоставления участником сведения об области применения в рамках сведений о технологиях приготовления не соответствуют сведениям об области применения, описанным ГОСТ 31987-2012, а, следовательно, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной, не основан на положениях Закона о контрактной системе, поскольку Законом не установлено требования о том, что устанавливаемый Заказчиком порядок оценки заявок должен основываться на положениях актов национальной системы стандартизации. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что рассматриваемый порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки в рамках рассматриваемого критерия.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя о несоответствии установленного Заказчиком порядка оценки в указанной части является необоснованным.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из содержания описания объекта закупки, содержащегося в составе извещения, следует, что Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"9. Время предоставления питания:
Отпуск питания организуется в соответствии с режимом работы пищеблока, утверждаемым Заказчиком по согласованию с Исполнителем.
График оказания услуг устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и МР 2.4.0179-20.2.4. "Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации"."
В свою очередь, Методические рекомендации МР 2.4.0179-20.2.4 "Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации" (далее - МР 2.4.0179-20.2.4) на основании своего п. 1.1 определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1- 4 классов. При этом, согласно объекту закупки, оказание услуг осуществляется непосредственно для нужд дошкольного образовательного учреждения детского сада. Таким образом, согласно установленному Заказчиком описанию объекта закупки, при оказании услуг необходимо соблюдать график оказания таких услуг, который должен соответствовать требованиям, которые к данным оказаниям услуг не имеют никакого отношения.
Таким образом, установленное Заказчиком требование не корреспондируется с объектом закупки, что не позволяет в полной мере определить потребности Заказчика, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 и нарушает требование п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Принимая во внимание, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, а также на права и законные интересы Заявителя, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2024 г. N 44-2322/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024