Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "АВТ" (далее - Заказчик):
ООО "ММ" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14027-ЭП/24 от 28.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и хранению маломерного моторного судна LAKY VERF (извещение N 0372200168324000037),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и хранению маломерного моторного судна LAKY VERF (извещение N 0372200168324000037) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 567 886,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ММ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ММ" заключен государственный контракт N 144/24 от 09.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 458 134,09 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
- нарушение Исполнителем срока предоставления информации, указанной в п. 2.4.12 Контракта более 5 (пяти) рабочих дней;
- нарушение Исполнителем сроков оказания услуг, установленных Контрактом, более 5 (пяти) рабочих дней;
- нарушение Исполнителем срока устранения недостатков, установленного Заказчиком в соответствии с условиями Контракта;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ММ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник поэтапно по Заявочным листам Заказчика, направляемым Исполнителю в соответствии с п. 5.7 Контракта (п. 5.4 Контракта), обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и хранению маломерного моторного судна LAKY VERF (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта по 30.05.2025 (п. 5.2 Контракта).
Пунктом 5.1 Контракта предписано, что услуги по подготовке судна к навигационному периоду и спуску судна на воду (этапы N 1 и 2) осуществляются по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, Фабричный остров, 2.
Пунктом 6.1 Контракта предписано, что для сдачи-приемки Услуг Исполнитель поэтапно, не позднее 3 (третьего) рабочего дня после оказания Услуг по Заявочному листу, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в пп.пп. "а" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Заявочный лист был направлен Исполнителю 22.04.2024.
Срок исполнения по оказанию Услуг истек 25.04.2024.
Одновременно с этим в рамках запросов Исполнителя (от 10.04.2024 N 01/05 и N 09/04, от 18.04.2024 N 03/04, от 24.04.2024 N 06/04, от 06.05.2024 N 02/05) Заказчиком было оказано необходимое содействие.
Более того, 02.05.2024 (в рамках обсуждения деталей перекатки и спуска судна на воду) Заказчиком была инициирована рабочая встреча с представителями ООО "ММ" и ООО "Озерная Верфь" (письмо от 27.04.2024 N 12-841/24-0-2). По результатам рабочей встречи Исполнителю (в рамках доверительных отношений) был установлен дополнительный срок по исполнению обязательств - до 07.05.2024.
Однако в установленный срок Исполнителем Услуги не были оказаны, отчетные документы в единой информационной системе в сфере закупок не размещены.
На основании изложенного в соответствии с п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.4.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ММ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ММ" не уклонялось от исполнения Контракта, а наоборот предпринимало все возможные меры для исполнения своих обязательств, предусмотренных Контрактом. Вместе с тем Контракт не был исполнен в связи с необеспечением со стороны Заказчика допуска техники, предоставляемой ООО "ММ" к судну LAKY VERF 15 МJ, что подтверждается перепиской с Заказчиком и лицами ответственным за хранение судна, представленными на заседание Комиссии УФАС.
В рамках исполнения Контракта для допуска на место хранения судна Заказчику и указанным им лицам, ответственным за хранение судна, были предоставлены данные техники, предоставляемой ООО "ММ" для спуска судна. Согласование допуска получено не было.
Представители ООО "ММ" (менеджеры, крановщики и инженер) три раза выезжали на место хранения судна по адресу 187320, Россия, Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, Фабричный остров, 2. Кроме того, представители ООО "ММ" три раза проводили совещания в офисе Заказчика по адресу ул. Белинского, д. 13, лит. А, Санкт-Петербург, 190000. Исполнителем были подготовлены и переданы Заказчику и лицам, ответственным за хранение судна, технологические карты спуска и перевозки судна, предложены альтернативные варианты спуска судна.
Также Исполнителем неоднократно было запрошено согласование допуска техники и списка документов, необходимых для оказания Услуг на территории хранения судна. Исчерпывающего ответа от Заказчика получено не было. За один день до поступления Решения Заказчика Исполнителю от лиц, ответственных за хранение судна, был получен запрос о разработке проекта проведения работ (ППР) для перекатки судна. Кроме того, в указанном запросе содержались сведения о платеже за доступ на территорию после согласования разработанного ППР.
Вместе с тем, разработка указанной документации, как и платеж за доступ на территорию, не были предусмотрены Контрактом.
Также в данном письме содержится информация о согласовании спуска судна с третьими лицами, которые ранее ответили отказом на запрос о допуске техники для спуска.
Указанные факты подтверждаются перепиской сторон и разработанными материалами.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ММ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ММ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ММ" (ИНН: 7814833438), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2024 г. N РНП-78-804/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024