Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Пономарев М.Д. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13914-ЭП/24 от 27.05.2024) на действия ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку звукового оборудования (извещение N 0372100003424000561) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372100003424000561. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 595 446,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в извещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
При Описании позиции Микшерный пульт Идентификатор: 151195589 заказчик намеренно или случайно допустил ошибку при описании объекта закупки и описал не существующее оборудование в указанном ценовом сегменте. Заказчиком для описания позиции Микшерный пульт корректно применён КТРУ 26.40.31.190-00000003 Микшерный пульт Обязательное применение с 11.02.2024 - Бессрочно. Из указанного КТРУ применена ошибочная характеристика
Наличие сенсорного управления Да
Исходя из цены за единицу товара, указанную в НМЦК 237 432,00 руб и характеристик
Вид микшерного пульта Цифровой
Количество каналов микширования 32
Возможность крепления в стойку Нет
Делаем вывод, что заказчик описывает классический цифровой микшерный пульт не рэкового формата минимум на 32 канала микширования. Для указанного ценового сегмента соответствуют цифровые микшерные пульты бренда BEHRINGER такие как:
BEHRINGER X32 - розничная цена 311 990 руб.;
BEHRINGER X32 COMPACT - розничная цена 262 990 руб.;
BEHRINGER X32 PRODUCER - розничная цена 246 990 руб.
Обладателей сенсорного управления: Yamaha DM3 Цифровой микшерный пульт, Anzhee Vauriella 20, Behringer WING и т.д. отметаем ввиду недостаточного количества каналов или ввиду слишком большой стоимости данных моделей относительно заложенной цены.
Для рассмотрения оставляем модели BEHRINGER X32 COMPACT и BEHRINGER X32 PRODUCER ввиду их наибольшей приближенности к заявленной начальной стоимости и соответствию большей части требований.
Ввиду того, что производится оборудование не на территории РФ, пользуемся оригинальным паспортом изделия (на английском языке) для получения достоверной информации.
Так для модели X32 COMPACT:
Паспорт: https://mediadl.musictribe.com/media/sys_master/h1f/h56/8849797021726.pdf
официальный сайт https://www.behringer.com/product.html?modelCode=0603-AAB
Указанное устройство имеет один главный 7-ми дюймовый экран и 17 малых LCD экранов для отображения той или иной информации, которые в сваю очередь не являются сенсорными. При поиске характеристики "touch" в указанном документе находится только одно предложение, говорящее о сенсорном управлении, а именно: "The app's User Interface is optimized for the touchscreen nature of the iPad device and concentrates on the most important remote features of the console", что в переводе "Пользовательский интерфейс приложения оптимизирован для сенсорного экрана устройства iPad и концентрируется на наиболее важных удаленных функциях консоли.". Понимается данная характеристика однозначно, само устройство микшерный пульт не обладает сенсорным управлением, а интерфейс приложение оптимизировано для отдельного устройства iPad которое в свою очередь имеет указанное сенсорное управление.
При рассмотрении модели BEHRINGER X32 PRODUCER использовался так же официальный сайт: https://www.behringer.com/product.html?modelCode=0603-ADP и паспорт https://mediadl.musictribe.com/media/sys_master/h74/hf0/8849385750558.pdf
В указанной модели был применён тот же алгоритм рассмотрения и так же было найдено идентичное предложение, что и в модели X32 COMPACT. Главное отличие в модели PRODUCER (не говоря о габаритах), наличие только одного экрана, который в свою очередь так же не является сенсорным.
Исходя из выше указанного наглядно видно, что оборудование, существующее в ценовом сегменте, не может соответствовать требованиям технического задания, следовательно оно составлено таким образом, что заставляет поставщиков указывать недостоверные данные для участия в указанном аукционе. Даже не привожу в пример пользовательский опыт с указанным оборудованием, исходя из которого могу достоверно утверждать отсутствие сенсорного управления.
При описании позиции Акустическая система Идентификатор: 150636717 применено соответствующее позиции КТРУ 26.40.31.190-00000011 Акустическая система Обязательное применение с 10.02.2024 - Бессрочно. Из указанного КТРУ применены 2 характеристики, которые по своим требованиям противоречат друг другу:
Наличие выхода LINK OUT (после обработки) Нет
Наличие сквозного выхода аналогового аудиосигнала Да
Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме. Этот выход может иметь разные названия: Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна - отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. Исходя из чего, одно требование говорит от том, что модель должна иметь сквозной выход для аудиосигнала, а другой характеристикой запрещает поставку такого оборудования.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлена совокупность характеристик, которым не соответствует ни один товар находящийся на рынке. Предстатель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что требование наличия сенсорного управления относится к возможности подключения дополнительных сенсорных устройств. Таким образом, само требуемое оборудование не обладает возможностью сенсорного управления, следовательно, Заказчиком неверно описана указанная характеристика товара.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Следовательно, доводы жалобы являются обоснованным.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке. Заявка не соответствует требованиям.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарев М.Д. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет"
Университетская наб., д. 7/9,
Санкт-Петербург, 199034
эл. почта: orgz@gz.pu.ru
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ИП Пономарев М.Д.
ИНН 272399957915
680020, Хабаровский край
эл. почта: a9251655847@gmail.com
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2409/24
05.06.2024 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-2409/24 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100003424000561;
- внести изменения в извещение, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0372100003424000561 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372100003424000561 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15.07.2024.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2024 г. N 44-2409/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024