Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (вх. N14220-ЭП/24 от 30.05.2024) ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" (далее - Заказчик) в соответствии с пунктом 11 правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - правила), утвержденными постановлением правительства российской федерации от 30.06.2022 N 961,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с документами, составленными при определении подрядчика (поставщика, исполнителя):
Наименование закупки |
Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мелкосидящего земснаряда |
||
Способ закупки |
Электронный аукцион (далее - аукцион) |
Идентификационный код закупки |
241781202483378420100100200017734244 |
Дата размещения извещения |
03.05.2024 |
Начальная (максимальная) цена контракта |
575 168 909,00 руб. |
Дата окончания срока подачи |
24.05.2024 |
Количество заявок, поданных на участие в Аукционе |
1 |
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
АО "ГТЛК" (ИНН: 7720261827) |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения об Аукционе |
1 |
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
575 168 909,00 руб. |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта c единственным поставщиком в соответствии с частью 8 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил, контрольный орган в сфере закупок не позднее 8 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, а также согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении закупки и документации о закупке.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 указанный запрет не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления.
Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 утвержден порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2020
N 58798) (далее - Порядок выдачи разрешения Минпромторга России).
Согласно пункту 3, подпункту "в" пункта 5 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России заявитель подает в Министерство заявку о выдаче разрешения (далее - заявка) через государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).
В заявке указывается сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.
В случае соответствия заявки требованиям пункта 5 настоящего Порядка ответственный департамент в течение 3 рабочих дней посредством ГИСП осуществляет сравнение и определение отличий параметров заявленного товара с параметрами продукции, находящейся в реестрах российской и евразийской промышленной продукции и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с заявленным товаром, позволяющие ей выполнять его функции и быть коммерчески взаимозаменяемой с ним (пункт 11 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России).
В соответствии с пунктом 18 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения.
При этом установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.*(1)
Материалами дела установлено, что объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мелкосидящего земснаряда в количестве одной единицы.
При этом в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, включены товары с кодом ОКПД2 30.11.33 "Земснаряды; плавучие маяки, плавучие краны; прочие суда" (позиция 124 перечня).
Таким образом, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 запрет распространяется на данную закупку.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком указано, что имеются обстоятельства, допускающие исключение из установленного запрета - заказчиком получено разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 18.04.2024 N 40247/09.
Комиссией установлено, что указанные в разрешении 11 технических характеристик предмета лизинга соответствуют техническим характеристикам предмета лизинга, установленным электронным документом "Описание объекта закупки", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки,но в описании объекта закупки заказчиком указаны 37 дополнительных характеристик предмета лизинга, не упомянутых в разрешении Минпромторга России.
Кроме того, Комиссия установила, что в состав заявки на участие в проведении электронного аукциона АО "ГТЛК" письмом от 22.05.2024
N ВД-П33/22-5233 предоставило Заказчику характеристики предлагаемого товара, соответствующего показателям, установленным в описании объекта закупки, в котором указало страну происхождения предмета лизинга - Россия (Российская Федерация) (п. 10 характеристик).
Комиссией учтено, что в приложении к разрешению Минпромторга России указан производитель закупаемой продукции - Акционерное общество "Цимлянский судомеханический завод" (п. 15 Приложения), которое включено в перечень производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, размещенный на сайте Минпромторга России по адресу: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/org/ и указана страна производства - Россия (п. 16 Приложения).
Из пояснений Заказчика следует, что при направлении в Минпромторг России заявки о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара N 616A/43553/2024 от 03.04.2024 им были указаны основные характеристики предмета лизинга, а полные характеристики предмета лизинга были приложены к заявке в виде дополнительного файла, так как ГИСП не предусматривает технической возможности заполнения всех характеристик товара, в котором нуждается Заказчик.
Учитывая, что заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики товаров, не содержащиеся в разрешении Минпромторга России, Комиссия приходит к выводу,что в извещении об осуществлении закупки неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил установлен исчерпывающий перечень для отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Федеральным законом срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке),а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке),а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
Нарушения, выявленные при проведении внеплановой проверки,не являются основаниями отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами согласования, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Согласовать Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" заключение государственного контракта по результатам признания несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0372100027324000022 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - Акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и по цене, не превышающей 575 168 909 руб. 00 коп.
2. Признать в действиях Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу отдела контроля федеральной контрактной системы Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) См. совместное письмо Минпромторга России N УА-77839/12, ФАС России N ПИ/76184/22 от 12.08.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2024 г. N 93-45/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024