Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик):
ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14125-ЭП/24 от 29.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку канцелярских товаров (извещение N 0372200080824000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (извещение N 0372200080824000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 107 480,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" заключен государственный контракт N 147-04/2024 от 08.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 71 474,90 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.5, 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку канцелярских товаров (далее - Товар) в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. до 22.04.2024.
23.04.2024 в приемке Товара Заказчиком было отказано по причине несоответствия Товара условиям Контракта, что указано в Мотивированном отказе от подписания документа о приемке N ТО-176 от 22.06.2024, направленном Заказчиком посредством ЕИС Поставщику.
Согласно п. 4.1.4 Контракта Поставщик обязан устранить недостатки Товара и (или) некомплектность, осуществить замену некачественного Товара за свой счёт в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления об их обнаружении Заказчиком.
Однако по состоянию на 15.05.2024 замена Товара не была произведена Поставщиком, Товар, отвечающий условиям Контракта, не поставлен.
На основании изложенного в соответствии с п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 4.4.5, 8.4 Контракта, ч. 2 ст. 523 ГК РФ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" не уклонялось от исполнения Контракта, а наоборот предпринимало все возможные меры для исполнения своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
Участник осуществил поставку Товара в указанный срок в полном объеме, однако при приемке Товара Заказчиком было выяснено, что 3 (три) позиции из 24 (двадцати четырех) частично не соответствуют заявленным требованиям Заказчика:
- позиция 10 "Полимерная глина" производитель Китайская Народная Республика (по условиям Контракта - Российская Федерация);
- позиция 11 "Стержни для гелевых ручек" цвет черный (по условиям Контракта - синий);
- позиция 22 "Паста для моделирования и лепки" производитель Турция (по условиям Контракта - Российская Федерация).
Кроме этого, часть Товара была произведена ранее 2024 года, и на этом основании Заказчик отказался принимать Товар, хотя по условиям заявки Заказчика в размещенных Заказчиком характеристиках закупаемого Товара дата производства Товара указана не была.
С октября 2023 года изменился порядок подачи заявок для принятия участия в закупках по Закону о контрактной системе. Вместо подготовки отдельного файла и размещения его на электронной торговой площадке участники закупок обязаны подавать структурированную заявку.
Структурированная заявка - это формат предложения, направляемого заинтересованным лицом для участия в государственных или муниципальных закупках, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заявка представляет собой электронную карточку, размещенную на ЭТП (электронных торговых площадках), в которой участник торгов заполняет данные об описании и характеристиках предлагаемого к поставке Товара.
В описательной части Заказчиком не было указано требование к году изготовления Товара, в связи с чем Участник был введен в заблуждение.
Участник произвел замену первых указанных 3 (трех) позиций Товара, и дважды пытался осуществить дополнительную поставку Товара, однако несмотря на предварительные договоренности с исполняющим обязанности директора Заказчика его представители отказывались принимать Товар 23.05.2024 и 27.05.2024.
27.05.2024 Участник сформировал в ЕИС акт частичного приема-передачи товара по девяти позициям на сумму 20 315,00 рублей. Данное действие было согласовано с заместителем главного бухгалтера Заказчика. Товар был принят на склад Заказчика, так как срок изготовления Товара соответствовал условиям Контракта. Однако посредством ЕИС был оформлен отказ от приемки Товара по следующим причинам:
- документы, предусмотренные п. 3.3 Контракта N 147-04/2024 сформулированного без использования ЕИС, на бумажном носителе или электронном виде отсутствуют.
Участник не согласен с причинами отказа от приемки, так как документ был сформирован в ЕИС 27.05.24. По мнению Участника, Заказчик не вправе требовать документы на бумажном носителе, так как с 01.01.2022 приемка Товара по контрактам осуществляется посредством электронного актирования в ЕИС.
Согласно Федеральному закону "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ, статья 6. - информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Участник также предоставил доказательство того, что аналогичный товар производства 2024 года практически отсутствует на территории Российской Федерации, что подтверждается письмами ООО "КОМУС" от 06.05.2024 (входит в ТОП-3 оптовых компаний по поставкам канцелярских товаров), ООО "Деловая Канцелярия", и предоставил гарантийное письмо о поставке временно отсутствующего Товара в срок до 28.06.2024. Однако Заказчик принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ" (ИНН: 7816735299), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июня 2024 г. N РНП-78-810/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024