Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Вектор" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14126-ЭП/24 от 29.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту на подстанции N 6 в СПб ГБУЗ ГССМП по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 2-ая Жерновская, д. 72 лит. А (извещение N 0372200240224000077),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.05.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту на подстанции N 6 в СПб ГБУЗ ГССМП по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 2-ая Жерновская, д. 72 лит. А (извещение N 0372200240224000077) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 526 973,16 рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Вектор".
Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
24.05.2024 Заказчик разместил на электронной торговой площадке (РТС-тендер) проект государственного контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Закона о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В регламентированный срок Участник не направил Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Вектор", а также не представил необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Вектор", и не представил необходимые документы об обеспечении исполнения контракта, Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.05.2024 N ППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Вектор" не имело намерения уклониться от заключения контракта. Подписание проекта контракта на электронной площадке не представилось возможным по причине внезапно возникшей поломки компьютера, на котором осуществляется работа с электронными площадками и настроена возможность подписания документов посредством усиленной электронной подписи, что подтверждается соответствующими документами.
Вместе с тем ООО "Вектор", как добросовестный участник закупок, подрядчик, работающий на рынке общестроительных и ремонтных работ в системе государственных закупок с 2016 года, предприняло все возможные меры для устранения технических неполадок и подтверждения своего намерения о заключении контракта, а именно:
1. В течение 27.05.2024, вплоть до 23.00, пыталось устранить технические неполадки на компьютере в целях подписания контракта (регламентированный срок подписания контракта 27.05.2024 до 23.59 по мск.времени).
2. 27.05.2024 обратилось к партнерам для настройки необходимого программного обеспечения и ЭЦП на сторонний компьютер для обеспечения возможности скорейшего подписания контракта, что подтверждается квитанцией/заявкой от 27.05.2024 и актом выполненных работ от 28.05.2024.
3. 28.05.2024, в течение дня, взаимодействовало с представителем Заказчика, начальником отдела организации закупок, Козловой П.А., пояснило ситуацию, в том числе письменно, подтвердило намерения подписать (заключить) контракт, что подтверждается перепиской сторон по электронной почте.
4. 28.05.2024 в 15.37 подписало проект контракта ЭЦП на электронной торговой площадке, а также в 15.55 известило Заказчика о подписании контракта по электронной почте, что подтверждается перепиской сторон.
Одновременно с этим, ООО "Вектор" направило посредством электронной торговой площадки обеспечение исполнения контракта, установленное извещением о закупке в размере 10% от цены контракта (т.к. извещением установлено преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе), а именно, на основании ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе подтвердило добросовестность, указав реестровые номера исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней) контрактов на сумму, превышающую НМЦК закупки, а также приложив банковскую гарантию на сумму 47 500,00 рублей и выписку из реестра банковских гарантий.
При этом Участник первоначально планировал воспользоваться возможностью, предоставленной действующим законодательством, и в качестве обеспечения исполнения контракта подтвердить свою добросовестность, но 28.05.2024, понимая сложность сложившейся ситуации, принял решение оформить банковскую гарантию, в качестве дополнительного подтверждения своих добросовестных намерений по заключению и исполнению контракта.
Несмотря на предпринятые действия, Заказчик 28.05.2024 в 17.01, т.е. после получения информации по электронной почте и с электронной торговой площадки о подписании контракта ООО "Вектор", разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
29.05.2024 ООО "Вектор" повторно направил Заказчику заверение, что является надёжным и добросовестным партнёром, который выполняет свои обязательства по контрактам в течение 9 лет (с 2016 года по настоящее время), участвует в государственных закупках, за период работы никогда не давал повода для внесения организации в реестр недобросовестных поставщиков; подтвердил намерение заключить контракт и выполнить все обязательства по нему.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вектор" (ИНН: 7806245954), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июня 2024 г. N РНП-78-811/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024