Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "МУЦ Импульс" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14285-ЭП/24 от 31.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание образовательных услуг по охране труда работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200175624000041),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по охране труда работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200175624000041) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 440,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МУЦ Импульс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МУЦ Импульс" заключен государственный контракт N 0372200175624000041-59-24 от 29.03.2024 на сумму 39 955,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.3 и 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МУЦ Импульс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать образовательные услуги по охране труда работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" (далее - Услуги).
В соответствии с п. 2.3 Контракта форма обучения - очная.
Согласно п. 2.4 место оказания услуг - по месту оборудованных учебных помещений Исполнителя, расположенных в пределах Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Исполнитель 07.05.2024 через электронную почту предоставил доступ к дистанционному обучению.
В адрес Исполнителя с электронной почты ot@guzhapush.gov.spb.ru 11.04.2024, 16.04.2024 было направлено письмо о предоставлении информации Заказчику о месте обучения, дате начала старта первой группы, длительности обучения, количестве слушателей в группе для формирования заявок по программам обучения. Исполнитель
02.05.2024 Исполнитель прислал информацию о количестве слушателей, остальные запрошенные сведения не предоставлено.
08.05.2024 в адрес Исполнителя было направлено претензионное требование о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом.
15.05.2024 в адрес Исполнителя было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, на которое было получено ответное письмо от 20.05.2024 N 61 И/2024. Исполнитель сообщил, что обучение по данному будет организовано в период с 10.06.2024 по 14.06.2024 с проведением аудиторных занятий 14.06.2024 с 10.00 до 13.00 по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Радищева, д. 4. В связи с этим Исполнитель просил отменить решение об одностороннем отказе.
21.05.2024 в адрес Исполнителя было направлено претензионное требование о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
23.05.2024 был получен ответ, в котором Исполнитель готов провести обучение работников в период с 10.06.2024 по 14.06.2024 с 10.00 до 17.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 с практическим занятием 14.06.2024 с 10.00 до 17.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.
Рассмотрев условия Исполнителя Заказчик направил письмо от 24.05.2024 с просьбой уточнить форму и место обучения.
29.05.2024 Исполнитель сообщил, что обучение с 10.06.2024 по 13.06.2024 пройдет дистанционно, а 14.06.2024 - очно по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Радищева, д. 4.
В соответствии с п. 4.4.3, 10.3. Контракта и на основании ч. 2 ст. 407 ГК РФ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
09.04.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика приветственное письмо по электронной почте, приложив к нему форму заявки на обучение, которую необходимо заполнить для того, чтобы Исполнитель смог спланировать и организовать учебный процесс, опираясь на конкретную потребность Заказчика.
11.04.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо, в котором сообщил, что для заполнения заявки на обучение ему нужна информация о месте обучения, дате начала обучения первой группы, продолжительности обучения и возможном количестве обучающихся в группе.
В телефонном разговоре Исполнитель пояснил Заказчику, что спланировать обучение без заявки не представляется возможным, поскольку неизвестно, по каким программам Заказчик направит обучающихся и в каком количестве. От этих данных зависит адрес проведения занятий (из-за вместимости аудиторий) и преподавательский состав.
02.05.2024 Исполнитель еще раз напомнил Заказчику о том, что ожидает заявку и направил свои предложения: организовать обучение разделив слушателей на 2-3 группы, каждая около 50 - 70 человек; в один день обучение по всем 3 программам.
03.05.2024 Заказчик направил заполненную заявку в адрес Исполнителя на обучение 40 человек.
06.05.2024 Исполнитель принял заявку Заказчика и проинформировал, что доступ к системе дистанционного обучения направит позднее, на что получил возражение Заказчика, в котором заказчик посчитал, что применение дистанционных технологий при очной форме обучения не допускается.
Исполнитель разъяснил Заказчику, что аудиторные занятия при очной форме обучения также будут проводиться, однако часть нагрузки, в т.ч. проверка знаний будет проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Доступ обучающимся к системе дистанционного обучения "Виртуальный кампус" (далее - СДО) и инструкция по регистрации были направлены в этот же день.
08.05.2024 в адрес Исполнителя поступила претензия Заказчика, из содержания которой что в соответствии с п.2.4 контракта местом оказания Услуг является учебный класс Исполнителя и дополнил, что Исполнитель предоставил доступ к дистанционному обучению.
15.05.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в мотивировочной части которого изложил то же, что и ранее в претензии от 08.05.2024.
20.05.2024 Исполнитель направил Заказчику ответ на решение, в котором указал даты, время и место проведения аудиторных занятий по программам, указанным в заявке Заказчика.
Согласно ответу обучение предполагалось организовать в период с 10.06.2024 по 14.06.2024, а блок аудиторных занятий провести 14.06.2024 с 10:00 до 13:00 (3 астрономических или 4 академических часа, 1 академический час = 45 минут).
21.05.2024 в ответ на письмо Исполнителя Заказчик направил в его адрес претензию, в которой указал на несоответствие учебной нагрузки требованиям Контракта и Постановления N 2464 от 24.12.2022.
23.05.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика 2 письма 68И/2024 и 69И/2024, в которых:
а) разъяснил со ссылкой на действующее законодательство возможность применения Исполнителем дистанционных образовательных технологий при условии организации обучения по очной форме без прямого запрета на их применение условиями контракта.
б) с учетом позиции Заказчика увеличил долю аудиторных часов в два раза для соблюдения всех требований нормативно-правовых актов и улучшения качества образовательной услуги.
24.05.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя запрос, в котором просил предоставить информацию о форме обучения и месте проведения обучения, хотя форма обучения указана в контракте и Исполнителем не менялось, а место обучения было сообщено Заказчику.
28.05.2024 Исполнитель (в письме исх. N72И/2024) указал, что образовательный процесс проходит в двух частях: первая часть пройдет в СДО, вторая - в виде аудиторных занятий.
Ранее Министерство науки и высшего образования Российской Федерации дало свои разъяснения по вопросу применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы в очной форме и необходимости согласовывать применение таких технологий с заказчиком по договору об оказании платных образовательных услуг, в том числе было указано, что применение тех или иных образовательных технологий относится к компетенции образовательной организации и согласование их применения с заказчиками действующим законодательством не предусмотрено.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МУЦ Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее - Закон) установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. (часть 2 статьи 17 Закона). Законом установлено, что образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 28 Закона).
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает право образовательных организаций самостоятельно определять объем и соотношение учебной нагрузки в рамках образовательных программ, а также право на применение дистанционных образовательных технологий при очной форме обучения.
При этом, решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело N А56-37769/2023), установил, что образовательные услуги с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг, поскольку такие формы реализации дополнительных профессиональных программ прямо предусмотрены пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 N 499 и допустимы в рамках очного обучения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МУЦ Импульс" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МУЦ Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МУЦ Импульс" (ИНН: 9724078382), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2024 г. N РНП-78-813/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024