Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Гражданка (далее - Заказчик):,;
в отсутствие представителей ООО "СВОЙ ДОМ" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14145-ЭП-24 от 29.05.2024) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по функциональным осмотрам оборудования, расположенного на детских и спортивных площадках на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка, в 2024 году (извещение N 0172300001724000014) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300001724000014.
Начальная (максимальная) цена контракта - 847 980, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, к вопросам местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" относится организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с законодательством в сфере благоустройства, включающая: размещение и содержание на внутриквартальных территориях спортивных и детских площадок, включая ремонт расположенных на них элементов благоустройства.
Разделом 11 Приложения N 5 Правил благоустройства территории
Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила благоустройства) определены мероприятия по содержанию детских, спортивных площадок, площадок для выгула животных, площадок для дрессировки животных и элементов благоустройства, расположенных на них. Осмотр площадок - одно из этих мероприятий.
Пунктом 11.2 Правил благоустройства установлены требования к осмотру площадок.
Так, согласно пункту 11.2.1 Правил благоустройства в целях своевременного выявления ненадлежащего состояния площадок проводятся осмотры площадок, в том числе функциональный осмотр, который представляет собой детальный осмотр в целях проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования.
В силу пункта 11.2.3 Правил благоустройства функциональный осмотр проводится с периодичностью 1 раз в 1 - 3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя, а также с учетом интенсивности использования площадки. Особое внимание уделяется скрытым, труднодоступным частям элементов благоустройства, расположенных на площадках.
Таким образом, проведение функциональных осмотров оборудования, расположенного на детских и спортивных площадках относится к полномочиям внутригородского муниципального образования города федерального значения муниципальный округ Гражданка.
по функциональному осмотру оборудования, расположенного на детских и спортивных площадках на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка, в 2024 году.
В извещении Заказчиком определено, что выполнение услуг по контракту должно соответствовать нормам действующего законодательства, а также нормам и правилам, регулирующим правоотношения в сфере закупки.
Пунктом 8.11.3. Технического задания, являющегося приложением N 1 к муниципальному контракту и его неотъемлемой частью, установлено требование обеспечить высокое качество оказания услуг за счет умений и навыков, связанных с оказанием услуг, привлечением компетентного персонала с необходимыми допусками и разрешениями.
Пунктом 8.11.4. Технического задания, являющегося приложением N 1 к муниципальному контракту и его неотъемлемой частью, установлено требование о том, что Исполнитель обязан не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику копии документов на сотрудника(ов) Исполнителя, подтверждающих опыт работы, связанный с производством и обслуживанием детского и спортивного оборудования, с подтверждением места работы у Исполнителя.
Требования Заказчика о необходимости предоставить подтверждение наличия у исполнителя компетентного персонала для исполнения Контракта по осмотру детского и спортивного оборудования обусловлено необходимостью обеспечения безопасности детского и спортивного оборудования, наличием определенной специфики оборудования (в соответствии с ГОСТом Р 52301-2013 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" необходимо уметь определять отсутствие деталей, дефекты/неисправности, чрезмерный износ оборудования, несущие элементы, сварные швы и т.д.) и соответствует положениям действующих норм и правил, обязательных для оказания соответствующего вида услуг.
Подателем жалобы неверно поняты и истолкованы требования, предусмотренные Заказчиком в п. 8.11.4. Технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта.
Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, к наличию квалифицированного персонала, имеющего подтвержденный опыт работы, связанный с производством и обслуживанием детского и спортивного оборудования с подтверждением места работы у исполнителя контракта как условия для участия в закупке. Указанные требования установлены к Исполнителю муниципального контракта, что не ограничивает круг потенциальных участников закупки и не ограничивает конкуренцию, более того, для предоставления указанного подтверждения и, следовательно, для привлечения соответствующего персонала, в случае если таковой у Исполнителя отсутствует, предусмотрен срок в 5 дней после заключения Контракта.
Само требование о наличии опыта в осмотре детского оборудования у персонала исполнителя по Контракту, обусловлено особым предметом контракта - осмотром детского и спортивного оборудования, где приоритетом является безопасность детей. и требованием действующего законодательства, в частности, ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52301-2013), где на необходимость привлечения Исполнителя, имеющего персонал с соответствующим опытом, указывает следующие требования документа.
Пунктом 9.3 Технического задания, являющегося приложением к Контракту установлено, что услуги должны быть оказаны с соблюдением, действующих на территории Российской Федерации нормативов и требований, обязательных для оказания соответствующего вида услуг, в том числе, в соответствии с ГОСТом Р 52301-2013. Нормы указанного ГОСТ Р 52301-2013 предусматривают наличие соответствующего опыта при исполнении Контракта:
- согласно пункту 6.4.3 ГОСТ Р 52301-2013 функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяцев в соответствии с инструкцией изготовителя. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования;
- пунктом 7.3. ГОСТа Р 52301-2013 установлены требования к персоналу - персонал должен быть обученным и компетентным. Уровень компетентности персонала определяется видом выполняемых работ;
- пунктом 6.6 ГОСТа Р 52301-2013 предусмотрено, что при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Немаловажно отметить, что результатом оказанных услуг является предоставление Исполнителем документов, включая:
- акты осмотров оборудования (Приложение N 2 к Техническому заданию) (по каждому адресу);
- дефектные ведомости оборудования (Приложение N 5 к Техническому заданию) (по каждому адресу);
- карточки оборудования (Приложение N 4 к Техническому заданию) (по каждому адресу).
Исполнитель должен указать среди прочего: "Требование действующего стандарта, которому соответствует / не соответствует оборудование", "Выявленный дефект/износ/ нарушение", "Возможность дальнейшей эксплуатации (эксплуатироваться может/эксплуатироваться не может)", дать заключение "Проведенный осмотр и проверка работоспособности оборудования подтверждают его комплектность, соответствие эксплуатационной документации изготовителя и возможность безопасной эксплуатации, часть оборудования требует ремонта (N п/п....), часть оборудования находится в неисправном состоянии, не соответствует требованиям ГОСТ, безопасно эксплуатироваться не может и подлежит демонтажу (N п/п ...)" .
То есть Контрактом установлена обязанность Исполнителя не только знать действующие нормативы и требования, но и определять соответствие/несоответствие этим нормативам и требованиям осматриваемых площадок и элементов благоустройства, размещенных на них, что предполагает наличие у Исполнителя навыков и умений понимать специальные термины, соотносить их с конкретным оборудованием и его составными частями и оценивать соответствие состояния осмотренного оборудования требованиям действующих стандартов.
1. Осмотр площадок в соответствии с разделом 11 Приложения N 5 Правил благоустройства относится к мероприятиям по содержанию детских, спортивных площадок и элементов благоустройства, расположенных на них.
Определение элемента благоустройства закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации и в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге".
Виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга определены Приложением N 2 к Правилам благоустройства.
Детское игровое оборудование, спортивное оборудование, уличная мебель (скамьи), коммунально-бытовое оборудование (урны) согласно Приложению N 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.
В соответствии с пунктом 1.7. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах, благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" восстановление элементов благоустройства - это комплекс работ по восстановлению элементов благоустройства, существовавших до начала производства работ, приведших к нарушению благоустройства, включая очистку покрытий и иных элементов благоустройства и приведение территории производства указанных работ в надлежащий вид после их осуществления".
Данная норма соответствует статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вольное толкование подателя жалобы установленной обязанности для Исполнителя контракта восстановить нарушенное им в процессе исполнения контракта благоустройство своими силами и за свой счет в значении устранять возможные дефекты.
По вопросу ответственности исполнителя за недостатки, не выявленные при приемке работ по Контракту, нормы действующего законодательства и правоприменительная практика Верховного суда РФ позволяют установить ответственность за невыявленные при приемке работ нарушения, если такие нарушения невозможно было выявить при обычном осмотре.
Согласно пункту 11.2.3 Правил благоустройства и пункту 6.4.3 ГОСТа Р 52301-2013 функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования.
Следовательно, услуги не носят явный характер. Выполняются согласно пункту 7.3. ГОСТа Р 52301-2013 обученным и компетентным персоналом.
Важно отметить, что на основании документов, представленных Исполнителем по результатам проведенного осмотра, Заказчик будет планировать проведение работ по ремонту/демонтажу детского и спортивного оборудования, включая сроки и объем работ.
В случае ненадлежащего оказания услуг, принимая во внимание, что часть из них не носит явный характер (например, осмотр скрытых деталей, определение степени износа или аварийного состояния), Заказчиком при приемке оказанных услуг, а именно документов согласно перечню, установленному разделом 3 Контракта, данный факт может быть не установлен.
Вместе с тем, поскольку целью Контракта является осмотр оборудования, расположенного на детских и спортивных площадках, халатность Исполнителя -а именно: допуск к эксплуатации непригодного детского игрового и спортивного оборудования может стать причиной причинения вреда жизни и здоровью ребенка, а также привлечения Администрации МО Гражданка и ее должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной ответственности (ст. ст. 286, 293 УК РФ).
В случае если услуги не носят явный характер, Заказчик имеет право ссылаться на выявленные недостатки при наличии подписанного без замечаний акта приема.
Заявитель в материалы дела доказательств обратного не представил.
На основании вышеизложенного доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СВОЙ ДОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2024 г. N 44-2431/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024